Photo ofПеше-водный поход НК по маршруту: оз. Малык – оз. Момонтай – р. Омулёвка – р. Урультун – р. Таскан Photo ofПеше-водный поход НК по маршруту: оз. Малык – оз. Момонтай – р. Омулёвка – р. Урультун – р. Таскан Photo ofПеше-водный поход НК по маршруту: оз. Малык – оз. Момонтай – р. Омулёвка – р. Урультун – р. Таскан

Experts only
-838 ft
2 days 23 hours 56 minutes
18 days 4 hours one minute
August 5, 2018
August 2018

near Susuman, Магаданская область (Россия)

2018 год для сплавов в Магаданской области не очень удачным вышел. И это мягко сказано. Мало что получилось из запланированного у водников. Но нам повезло. Очень повезло. Но не с погодой.

Кто хочет узнать как уйти в поход на три недели к одной из самых красивых и труднодоступных каньонных рек в РФ и потратить на это мероприятие меньше 10K — рекомендую прочитать.

В общем, дело было так: мне предложили отправиться в первопроход по этому маршруту ещё в 2017 году. Очень радовало, что заброска получалась по подсчётам не сильно дорогой и не нужно было тратить кучу времени на то, чтобы плестись до Зырянки. Группа получалась схоженная, так как ребята уже ходили вместе в район озера Джека Лондона и друг друга знали (фотографии и панорамы можно глянуть у Александра Багно на его крутом сайте: http://magadan360.ru). Единственное, что смущало, это крохотный катамаран. Можно было найти и покрупнее, конечно, но перспектива тащить какого-то монстра на горбу не радовала.
Подготовка заняла всего неделю, т. к. до конца не было ясно — поедем мы или нет. Закупились, собрались, выехали. Далее, думаю, нужно писать этапами, а не по дням, т. к. получится жуткая нудятина.
ЗАБРОСКА — Мы добрались в Сусуман, провели ночь в отвратительной «гостинице», которую и врагу не пожелаешь УЧКОМБИНАТ, и утром 17 июля двинули на начало маршрута. Это самое начало находится чуть дальше заброшенного посёлка Буркандья. Забросили нас к нему «за спасибо» два замечательных парня Дмитрий и Егор, за что им огромная благодарность!

ОЗЕРО МАЛЫК— не маленькое, около 10 километров в длину. Дорога к нему не очень — сплошная болотина. Мы попали в непогоду и потеряли на переправе 1,5 дня. Перешли его в штиль уже затемно. На переправу потратили около 3 часов и расположились на высоком правом берегу подальше от болотины.

ОЗЕРО И РЕКА МОМОНТАЙ — После пересечения Малыка опять по болотине мы двинули дальше. Планировали пройти этот отрезок за день, но не стали напрягаться сильнее, чем обычно, и разбили его на два. К обеду второго дня дошли до озера и оно оказалось несколько больше первого. Нашли более-менее подходящий лес, сделали раму, связались и отчалили уже ближе к вечеру. На противоположном берегу нас ожидала добротная база отдыха, где мы смогли немного освежиться в бане.
Утром начался сплав по одноимённой речке. Река для сплава не очень подходит. Она мелковата и таскать судно приходится регулярно, что не весело. Дно покрыто валуньём в котором регулярно застревают ноги, отчего таскать получается совсем грустно. Шанс повредить конечность очень велик. Но есть и приятные моменты. На выходе из озера река превращается в очень шуструю шиверу. Слив очень мощный, быстрый и никаких завалов. Отличное место отработать слаженность команды. Просто супер! Всё удовольствие длится около часа. За день пройти всю реку не получится никак.

ОМУЛЁВКА — к Омулёвке мы подошли поздно и к ПЕРВОМУ ПОРОГУ, что перед базой «Маргарито», уже было темновато. Зачалились, просмотрели, сделали несколько снимков и обнесли препятствие. На базе никого быть не должно было, т. к. её покинули, судя по рассказам. Тем не менее, мы встретили там группу туристов из Москвы, которая в обед влетела в порог не успев остановиться. Ребята очень опытные, но всякое случается. На базе мы с удовольствием провели весь следующий день — общались с товарищами, отдыхали, ремонтировались. За базой река поворачивает круто налево и образуется прижим. Мы рисковать не стали и спокойно протащили кат вдоль опасного участка. Недалеко от правого притока — реки Казбек мы обнаружили уплывшую снарягу Москвичей (были и рады и расстроены одновременно — тащить лишнее никому не охота). Каньонных участков на реке много. Ну точно больше двух, как пишут. К середине дня мы подошли к ВТОРОМУ ПОРОГУ. Удачно зачалились слева, рядом с памятной табличкой, просмотрели и приняли решение его пройти. Осталось пройти последнее препятствие на реке — непростой прижим справа. Но получилось так, что мы остановились на обед как раз напротив него и прижим пришлось обнести. Ближе к вечеру дошли до пальца (у этой скалы, думаю, куча названий), а на ночлег встали уже у устья Урультуна.

В общем и целом — река красивейшая. Проходить её за один день, как вышло у нас, — преступление! На все те красоты нужно закладывать 2-3 днёвки и ходить, ходить, ходить. Места потрясающие. К сожалению, мы растеряли все наши запасные дни из-за непогоды и поломок и не могли потратить лишний день.

Наверное, всем интересно узнать о сложности препятствий. В общем, — КАК ПРОХОДИТЬ ПОРОГИ:
1 ПОРОГ— 4-5 категории. ЧАЛИТЬСЯ СПРАВА в небольшом песчаном кармане Просмотр ОБЯЗАТЕЛЕН! У порога ДВЕ СТУПЕНИ и вторая ступень НЕ ВИДНА при просмотре первой! Первая ступень — это мощный слив с бочкой, зажатый между скал. Ширина небольшая. Вторая ступень — это несколько крутых изгибов реки с небольшими сливами и неприятными прижимами. Проходить порог следует при ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛНОМ ПРОСМОТРЕ и ПОЛНОЙ уверенности в команде и сплавном средстве! Влететь в скалу и порвать о сланец борт — проще простого.
2 ПОРОГ — 3 категории. ЧАЛИТЬСЯ СЛЕВА. Просмотр ЖЕЛАТЕЛЕН. Для просмотра нужно забраться по распадку на терраску и немного прогуляться. Порог, в принципе, простой для прохождения — по центру слив, а за ним мощный прижим слева.
Прохождение прижимов справа (за базой и после второго порога) думаю, не вызовет трудностей. Желательно их обносить, конечно, если не уверены.

РЕКА УРУЛЬТУН — О реке практически ничего не известно, т. к. в тех местах мало кто бывал из ныне живущих. Мы предполагали, что этот пешеходный участок будет сложным для прохождения, но очен красивым. Так и вышло. В низовьях река не уступает по красоте Омулёвке. Вообще! Крутые каньоны, вода лазурного цвета и скальные острова просто потрясные! Жаль, что не позволила погода нам полюбоваться рекой вдоволь — начался паводок. Небо затянуло облачным одеялом, капал противный моросящий дождик, температура упала — в общем, все прелести непогоды. Ручейки превратились в серо-коричневые мощные потоки и испортили всё великолепие Урультуна. :(
Вместо приятного прохода по берегу, нам пришлось постоянно лазить на терраски, попутно преодолевая притоки. Радовало, что болотина сменилась тундрой и всюду мы находили звериные тропы. Идти было не так тяжело.
У истока река поворачивает вправо, ну, а нам, естественно, — налево. Вообще, на этом месте была огромная наледь когда-то. Растительности вблизи никакой. Пришлось собирать раму из сухостоя и преодолевать множество проток. В принципе, ели бы не непогода, этот участок проходился бы очень быстро — в тапочках и с улыбкой на лице. Думаю, полдень, — лучшее время для этого мероприятия. Как раз к вечеру можно было бы дойти до прекрасного места для бивака. Но нам преодоление далось с большим трудом. Особенно не повезло с местом для стоянки. Думаю, дня за три этот участок вполне проходим.

ДОРОГА ЧЕРЕЗ ВОДОРАЗДЕЛ — Дорога далась относительно легко. Набора высоты практически нет. Болото присутствует только в начале перехода, а дальше прекрасный участок через безжизненную наледь до самого истока реки Таскан. Слева довольно красивый скалистый гребень с арками и встречаются невероятно уютные полянки для отдыха.

РЕКА ТАСКАН — После двухдневного перехода через водораздел нас ждал последний отрезок пути по Таскану. У истока, как обычно, куча проток и мы изрядно поморозились, пока смогли выйти на коренной берег. Расположившись у одного из притоков мы быстренько связались, пообедали и поплыли. Таскан красив. Очень. Чем-то напоминает реку Хету. В верховьях присутствуют несколько простых порогов. Река для сплава прекрасная — быстрая, глубокая. Прохождение не вызовет трудностей и займёт не больше двух дней. В общем, всё было бы прекрасно, если бы не дождик, холод и половодье, из-за которого мы с огромным трудом смогли найти место для ночлега. Берега у реки низенькие и оказались затоплены, потому, помимо сложностей с постановкой лагеря, возникает проблема с навигацией по протокам. Причалив справа (за впадением реки Мылга) у дороги, мы разобрали кат, собрали вещи и двинули к посёлку Таскан (ранее он назывался Рик-Таскан, как нам пояснили местные жители). Как оказалось, дорога, в некоторых местах, ушла под воду на солидную глубину, поэтому пришлось вернуться за оставленной рамой, уже в шестой раз связаться и дотащить катамаран до самого посёлка.

ТАСКАН — Посёлок почти заброшен. Кроме нескольких семей и наёмных работяг там нет никого. Хотя, ранее, судя по сохранившимся постройкам, он был очень хорош.
Нас встретила замечательная семья фермеров. Пустили в дом, накормили, напоили, баню истопили и историй интересных рассказали. Вызвали нам автобус на утро и снабдили двумя огромными пакетами овощей в дорогу!
Водитель с утра нас отвёз в посёлок Ягодное. Мы подкрепились и согрелись в кафе «Зодиак», а вечером уже сидели в автобусе в Магадан.

Бюджетней попасть на эту реку невозможно. Только пешком. :) Маршрутом можно смело пользоваться, если у вас слаженная команда и есть подходящее снаряжение. Как мне кажется, плыть бесконечность до Зырянки, а потом оттуда мучительно выбираться мало кому хочется. Особенно, при бешеной цене такого варианта.

В общем, теперь есть альтернатива и Омулёвка уже не кажется такой недоступной. Надеюсь, кто-то воспользуется нашим треком.

За фотоматериалы спасибо большое Владимиру Похилюку, Татьяне Жеребцовой, Юле, Сергею и Лейли. Надеюсь, никого не обидел и ничего лишнего не написал.

PictographBridge Altitude 2,362 ft

Мост через р. Берелёх

Идол

У дороги установлен такой вот столбик. Искренне думали, что это остатки советского прошлого, ан нет — новодел

Место старта

Привал

Идти в первый день немного, но тяжко с непривычки

PictographRiver Altitude 3,130 ft

Брод

Первое препятствие на пути — брод по колено. Вода ледяная, естественно.

PictographLake Altitude 3,136 ft

Снежник

По небольшому снежнику классно прогуляться до западного берега, где много домиков рыбаков/охотников, куча мусора и всяких артефактов.

PictographLake Altitude 3,173 ft

PictographLake Altitude 3,225 ft
Photo ofСеверная сторона оз. Малык. Ночёвка сверху (внизу болото). Photo ofСеверная сторона оз. Малык. Ночёвка сверху (внизу болото). Photo ofСеверная сторона оз. Малык. Ночёвка сверху (внизу болото).

Северная сторона оз. Малык. Ночёвка сверху (внизу болото).

Старая тропа

Болотина, ягельники, броды.

PictographLake Altitude 3,156 ft

Заводь

Владимир с Серёгой решили окунуться. Свежо. На дне лёд.

Привал с видом в сторону Якутии

На фотографии видно горы – вроде как хребет Черского или Улахан-Чистай. Там же где-то есть озеро Дарпир.

PictographLake Altitude 3,465 ft

оз. Момонтай

К обеду второго дня добрались до юго-западного берега озера.

PictographMountain hut Altitude 3,435 ft

База на озере находится на северо-западе.

Место вынужденное – порвали кат, долго ремонтировались. Кроме того, потеряли кучу времени и сил на обносах (мелковата речушка для перегруженного катамарана).

PictographMountain hut Altitude 2,516 ft

Маргаритто

Ударение на «О». Отличное место для подзарядки организма. Хозяйский дом, много домиков для гостей, есть печи, баня (после бани на озере Момонтай, так себе, но всё же), лабаз, склад, туалет удобный и много всяких разных артефактов.

PictographRisk Altitude 2,559 ft

Порог # 1 (вторая ступень)

Именно эта часть и представляет опасность. Два слива и короткий участок в форме буквы "S" с прижимами. А в конце небольшой и узкий проход между скалами. Просмотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБЕ СТУПЕНИ! Если первую ещё можно проскочить внаглую, то на этих поворотах дальше маневрировать не зная заранее куда, будет невозможно. Даже опытной команде, думаю.

PictographRisk Altitude 2,539 ft

Порог # 1 (первая ступень)

Чалиться справа в маленьком кармане прямо перед порогом. В зависимости от уровня воды – от 4 до 5 КТ варьируется. Если опытная команда и хороший кат – проходим вполне. В нашем случае – это самоубийство туда нырять. Если зайти криво, может крепко поломать о скалы или дно, а остановиться получится совсем не скоро.

Место обнаружения московских вещей

У ребят из Москвы сорвало гермомешок с недешёвым содержимым. Естественно, ни один мешок не выдержит такого путешествия по камням и скалам – всё в воде. В основном, прохудились углы. Приятно было его найти, дотащить и вернуть ребятам. Не знаю, – удалось ли им что-то с камер восстановить или нет.

Вход в каньон

PictographInformation point Altitude 2,165 ft

Памятная табличка

Мы были в этом месте почти в день трагедии. В общем, дело было так: Олег Зыбин, сопровождавший группу немцев и русских, выпал из лодки и утонул. Предположительно, ударившись о камень головой. Носите каску.

PictographRisk Altitude 2,169 ft

Порог # 2

Информации в интернете много и вся она противоречивая. Что было у нас – прямой участок, порог слышно заранее, зачалиться можно справа, можно и позднее, слева. Слева просматривать удобнее, кажется. Я не специалист, но, кажется, третья категория. Думаю, это максимум на что этот порог способен. Даже в большую воду. Порог понятный. Главное – идти по струе в центре и выгребать задолго до того, как вас припечатает к скале слева. Как это бывает – можно посмотреть в ютубчике у Михаила Кожухова.

PictographRisk Altitude 2,129 ft

Пропасть!

После порогов, мы ждали заключительное опасное место на Омулёвке – правый прижим у ручья Пропасть. Но получилось, как получилось. После второго порога мы встали на обед за вышеназванным ручьём. Встали как раз напротив препятствия - прижима. В большую воду он, наверняка, неприятен. Но нам ничего не оставалось, кроме как провести кат и поплыть дальше.

PictographInformation point Altitude 2,014 ft

Зуб, палец, парус, столб

О чём я и говорил – не спешите с рекой! Проходите медленно. После такого количества красот, подаренных рекой, этот останец эмоций практически никаких не дарит. :( Это печально — штука красивая.

Ночёвка (место слияния с р. Урультун)

PictographInformation point Altitude 1,988 ft
Photo ofЗуб, палец, парус, столб. На р. Урультун Photo ofЗуб, палец, парус, столб. На р. Урультун Photo ofЗуб, палец, парус, столб. На р. Урультун

Зуб, палец, парус, столб. На р. Урультун

Больше останца на р. Омулёвке, но не так ровненько стоит.

Ночёвка в паводок.

Заманавшись изрядно в первый день по р.Урультун, мы были настолько рады пройденному каньону и ровной площадке с ручейками, что забыли про безопасную ночёвку.

Каньон

Вообще, сложно разделить одну каньонную часть от другой. На реке их много. Как много и других красивых водопадов, ручьёв и просто приятных выходов породы.

Выход силы

В ужасе от того, насколько мы медленно плетёмся по маршруту, группа встала пораньше и двинула к наледи (на карте она именно так обозначена). Наледи не оказалось – вместо неё безжизненная пустошь. Много прошли, вымокли, устали.

Место тысячи проток

Никак иначе невозможно это место назвать. Задача была простая — пересечь Урультун. Думали, что сложность будет в отсутствии строительного леса. Но мы не учли на сколько проток река может поделиться. Добрались к скалам только к ночи. Это был, наверное, самый психологически тяжёлый день. Мокро, холодно, темно, опасно, а встать лагерем нельзя — затопит. Идём до конца.

Не на болоте, конечно, а на мокром ягеле. Нам было, наверное, без разницы где спать в тот вечер (ночь). Проснулись вместе с солнышком. Опять нам получилось просушиться.

PictographInformation point Altitude 2,651 ft

Арка

PictographInformation point Altitude 2,831 ft

Пустошь Урультуна

После движения по болотине, кустам, осыпям, вышли на очередную наледь. Безжизненное место, но невероятно прекрасное. И дело не в том, что идёшь как по тротуару. Просто там тихо, спокойно . . .

Старт на р. Таскан

Протоки Таскана нам тоже не дались. Основной приток (руч. Соперник) вброд пройти было невозможно, поэтому мы двинулись к руч. Противнику и на его склонах срубили очуменную раму, связались, пообедали и мысленно были уже дома.

У Владимира был особый день – день выхода на пенсию! И день его рождения, соответственно. Поздравили как смогли. :)

Ночёвка

Последний день в пути

Препятствие

В шестой раз вяжемся. За 300 метров до посёлка.

PictographMountain hut Altitude 1,142 ft
Photo ofп. Мылга (или п. Рик-Таскан как нам сказали) Photo ofп. Мылга (или п. Рик-Таскан как нам сказали) Photo ofп. Мылга (или п. Рик-Таскан как нам сказали)

п. Мылга (или п. Рик-Таскан как нам сказали)

Крутой посёлок был. Климат странный – будто ты в ЦРС (как в п. Марково на Чукотке).

Дорога домой

Из Мылги нас отвёз Томшин Максим. В Ягодном мы перекусили и отправились в остановку, надеясь, что билетов хватит (нужно покупать заранее на автовокзале или приходить раньше). Естественно, все уместились.

• Otd.LRR.Susuman@mail.ru Aug 31, 2022

Так называемая маршрутная точка "Идол". Ранее сей монумент находился в пос. Буркандья, возле здания ВГСЧ (военизированная горно-спасательная часть). После распада поселка, был демонтирован и на долгое время потерян, однако в последствии был размещен на берегу ручья Глухой, на пересечении с автодорогой, к сожалению, уже с оторванной частью носа (видно пострадал при транспортировке). Монумент "Шахтер" был изготовлен жителями пос. Буркандья - братьями Бирючиными, ориентировочно в 1985 -1986 годах прошлого века...