Штурм вершины Эльбруса

Very difficult
August 11, 2022
August 2022

near Terskol, Кабардино-Балкария (Россия)

Тур брали от компании Белпоход в партнерстве с Горы кавказа. Маршрут с юга, с наиболее развитой инфраструктурой.

Представленный трек — это непосредственно штурм горы.
Но тут опишу всю программу восхождения по порядку.

Видео: https://youtu.be/gHESb_VoqKA

Программа восхождения примерно стандартная: 8-10 дней. Так надо, чтобы успеть хорошо акклиматизироваться, чтобы организм привык к высоте и недостатку кислорода. Начинается все с поселка Терскол (2100м). Тут делаем несколько акклиматизационных выходов на обсерваторию и гору Чагет. Ночуем в Терсколе или его окрестностях. Если есть недостающее снаряжение, то его предоставляют в прокате, которых много в окрестностях.

Следующий этап: поднимаемся на подъёмнике на высоту 3900, там расположен приют бочки. Также есть и другие приюты. Это уже зона снега и тут все переходы необходимо делать в кошках. Сначала делаем акклиматизационный выход на высоту 4000 и там проходят ледовые занятия. Это фактически нас учат как при помощи ледоруба остановится, если сорвался и покатился со склона. Ну и конечно все прочее тоже рассказывают. Но по факту ледоруб скорее всего не пригодится при восхождении в благоприятный сезон.

Затем еще акклиматизационные выходы в более высокие места: 4300 и 4700.
В какой-то момент мы перебрались в приют повыше. Это приют Мария (высота 4100). Там электричество от генератора включают только вечером на несколько часов. Ну и в целом условия проживания похуже.

Перед штурмом делаем день отдыха. Рано ложимся спать и выходим на штурм в 22:00. Время выхода зависит от погоды и других факторов.
Сначала идем с фонариками до высоты 5000. Там встречаемся с частью группы, которая решила подъехать на ратраке. К этому времени наступает рассвет. Ну и далее все вместе поднимаемся по косой полке к седловине, там по перилам к вершине.

Нам не повезло - погода испортилась. Появился ветер, снег, плохая видимость. Периодически приходилось идти в связке. Но мы это сделали! Мы поднялись!
Обратную дорогу решили сократить и поехали на ратраке с высоты 5000.

Общие ощущения:
Вся изюминка в высоте. С того момента как мы приехали на высоту 3900 и выше организму не хватало кислорода. Периодически болела голова, нарушилось пищеварение, наблюдалась одышка при физической активности. Наблюдались проблемы со сном. И многое другое, что делало пребывание тут несколько дискомфортным. И самое плохое - невозможность ясно мыслить. Т.е. на высоте все ощущается по-другому.

Во время восхождения, когда шли с фонариком, накопилось общая усталость. Хотелось заснуть прямо на ходу. Хотелось отстать от групп и залечь поспать хотя бы 5 минут. Периодически появлялись не особо позитивные мысли.
Чтобы пройти через это все необходимо сильная мотивация. Морально волевой настрой также важен как предварительные тренировки.

PictographMountain hut Altitude 13,475 ft

Сарт от приюта Мария (4100)

Тут мы решили спустится дальше на ратраке