Photo ofГорячий Ключ-река Верхняя Ципа-река Точа-оз.Доронг-Южно-Муйский хребет-река Котера-Новый Уоян Photo ofГорячий Ключ-река Верхняя Ципа-река Точа-оз.Доронг-Южно-Муйский хребет-река Котера-Новый Уоян Photo ofГорячий Ключ-река Верхняя Ципа-река Точа-оз.Доронг-Южно-Муйский хребет-река Котера-Новый Уоян

124.09 nm
September 17, 2018

near Kurort Baunt, Бурятия (Россия)

Москва - Чита - пос. "Горячий Ключ" - река Верхняя Ципа (вверх) - река Точа (вверх) - оз. Доронг - Южно-Муйский хребет - река Котера (вниз) через Северо-Муйский хребет до моста - Новый Уоян - Северобайкальск - Братск - Москва. 2018 год, июль-август
До Верхней Ангары не доплыли, времени не хватило.
Стартовали из пос. "Горячий Ключ" (оз. Баунт, Курорт Баунт) начали практически на пике паводка, правда, начало падать, вверх подниматься было тяжело и медленно, особенно по Ципе. Высокая вода, течение быстрое. На веслах местами с трудом и выбора нет - берега нет, заросли кустов или подмытый обрыв с деревьями. Только только открывшиеся кое где песчаные косы - вязкие и местам очень. На Точе полегче и разнообразнее: бодрые перекаты, разливы на рукава, лес....(отлично провели время, но по времени немного затянули)
Озеро Доронг - "3 дня ждать, неизвестность, постоянные ветра и волны, так рассказывали местные). Проехали в штиль, на следующий день переплыли. (отлично провели время. Когда плыли Доронг погода была не оч, дождик, низкие облака)
Переход - без тропы, по "оленьим", по гарям, тайге и болотам. Скалы и прижимы лазали на грани, местами. Вместо запланированных 6ти дней ходили 9ть. Погода жаркая. Без дождей, по мокроте в лесу былоп совсем печально. Но очень жарко, местами влажно (болота), местами душно(гари). (отлично провели время, под конец так задалбались ходить что вааще. Физкультурные "упражнения на бревне" и "поиск тропы в лесу" доставляли.)
Вниз- неплохо, местами даже бурно. Немного дождливо и торопливо, ибо сроки уже совсем и "как бы родственники не напряглись", но все равно - отдых "после". Первая часть реки - бурная, смотрели все шеверы, длинные. Половодье было, могло накидать бревен в перекаты, а в потоке въехать во внезапное дерево - как то не очень. Скорость течения на удивление заметная, перепад в среднем 10м/1км. Так километров 15-20ть. Дальше поспокойней, но все равно текуха, местами бурная. Северо-Муйский, по нашей воде: камни залило, а то что не залило - читалось с воды. Быстро, шумно и бурно и абсолютно безопасно. Продукты практически кончились, рыба не ловилась, надо было торопиться, а спешка на такой реке - местами опасно. (Отлично провели время, быстрая речка, но спешка и погода не очень)
Шли в два лица с подругой.
Погода разная, но повезло; рыбалка не впечатлила от слова совсем; грибы в изобилии, но выглядят иначе, чем у нас, к тому же я их не ем, ягоды - голубика, смородина, брусника - на апперетив набирали местами легко, на болотах видели морошку); гнуса мало, но под конец мокрец здорово достал. Звери - следов оч много: лоси, олени, медведи, изюбры и по-мелочи, реально встречали лося и изюбренка, к сожалению "большого" в его естественной среде обитания не видели, один раз кто то уже в темное ломился к костру, но был испуган, ломился шумно. Окружающая реальность -отлично-отлично, особо Доронг и Котера. Регион посещается редко, но посещается.

Фото смотреть можно тут https://imgsrc.ru/biruko28/61294022.htmlили тут https://yadi.sk/d/obwEFFiAaLQ_Cg
В начале фото с заброски, дальше вверх по речкам Верхняя Ципа около 75км и Точа 40км, озеро Доронг 10-12 км. Как появятся рюкзаки на фото - это пешка: сам перевал 10км. через Южно-Муйский хребет, и обнос "непрохода" на реке, там порядка 20км. в том числе по скалам, гарям и тайге с болотами, ходили за 2 раза. Дальше, где лодки появляются, там уже понятно - поплыли вниз, речка Котера около 120км. Местами весьма бурно.
Фотки оч позитивные, в реальности оказалось малость иначе, но вроде довольны остались и живы и без травм. Но оч тяжело было и медленно, очень сильное половодье... Отчет с текстом будет, но позже. В процессе писался дневник, ежедневно, но расшифровать его займет какое-то время)))
Велкам!

ПС
Хотелось сменить регион и посмотреть что-то новое, далёкое и невиданное. Разглядывая "томными-зимними" вечерами карты "нашей необъятной" обнаружил вполне себе реальную связку рек-озер-хребтов и болот с адекватной заброской-выброской, километражем, перепадами высот, а главное - редко посещаемый и не знакомый нам регион. Дневников, описаний рек и окружающей реальности этого региона в интернете было крайне мало, в основном это либо рыбаки, которые не добирались до верховий, а тусовались там, где можно подняться на моторке (а так же коммерческие туры на Котеру, которые, судя по всему не очень пользуются популярностью), или лыжники, а это совсем другая тема.
Таким образом, одним из основных критериев выбора маршрута стала его доступность, но малопосещаемость народонаселением, в том числе и туристами. И есстественно, интересно было посмотреть совсем новые места.
В архивах библиотеки МГТК были обнаружены отчеты 1963-2003 года (1963 - http://tlib.ru/doc.aspx?id=30833&page=1(но в обратную сторону), 1982 - http://tlib.ru/doc.aspx?id=33150&page=1 (только вниз, вероятно, первопрохождение реки Котеры от впадения реки Тураки), 2003 - http://tlib.ru/doc.aspx?id=29993&page=1 (в обратную сторону), более того, по нашей схеме был только один - 1972 года, автор - Серов А.А http://tlib.ru/doc.aspx?id=31272&page=1- этот отчет я счел основным).
Вот так вот и поехали.....