Вилючинская Сопка 140712

July 15, 2012
July 2012

near Термальный, Камчатская область (Россия)

Достаточно трудный для однодневной реализации маршрут. Несмотря на ранний выход (7ч20м утра), нам не хватило часов четырех, чтобы достичь вершины.
Стартовали в точке 1 (расчищенная площадка у дороги).
Ручей в нижней части - совершенно без снега, выбирая путь среди округлых камней, приходится множество раз переходить русло, на что теряется много времени. Наконец, преодолев ровно за 1 час 1.7 км, на высоте 420м ступаем на хороший снежник.
В точке 2 сделали большой привал и завтрак, оставили часть вещей.
В точке 3 повернули влево (к востоку), чтобы дальше идти по гребню.
От точки 4 шли по гребню. Идти по данному гребню вверх удобнее, нежели по снежнику, удельная затрата энергии, по ощущению, меньше. Приятный грунт, трава, цветочки. Впрочем, это относится только к данным времени года и погоде: иной раз здесь дует пронизывающий ветер, которого нет в долине, или грунт смерзшийся.
Проследив, что предполагавшегося скатывания камней не наблюдалось, на короткое время мы вышли на хороший (для подъема и спуска) снег (точка 5), откуда стали забирать левее, и достигли точки 6, расположенной на гребне выше скал, называемых иногда «Жандармы».
Решили выше сегодня не подниматься, а просто хорошо отдохнуть. Дул свежий теплый ветер, который сдувал комаров прочь.
Осмотрев окрестности, пришли к выводу, что от точки 6 до вершины осталось часа два пути. Особо оптимистичные товарищи, молодые и быстрые, оценили время достижения вершины как 40 минут (в это верится с трудом).
Другая группа пошла не нашим путем, а напрямую, к так называемым «воротам» (они подписаны на фотоснимке). Издалека было видно, что у них трудности в переходе через заледеневший снежник. Потом они исчезли с наших глаз в проеме «ворот», а спустя некоторое время снова показались и стали спешно покидать «ворота», направившись в нашу сторону. Буквально через минуту из проема «ворот», издавая характерный шум и расплескивая снег, вылетели один за другим несколько камней диаметром 20-30 см. (см. фотоснимок). Туристы уже шли к месту нашей стоянки, а булыжники все продолжали один за другим лететь от «ворот» по тальвегу. Какой-то камень, диаметром в полметра, встал на ребро, и, подобно колесу, набрал скорость явно выше 100 км/ч. Пронесся этот камень метров 700. Далеко внизу были видны две поднимающихся фигуры людей. Им повезло…

Спуск был тоже трудоемким. Спускаться по сыпучим грунтам здесь тяжелее, чем, допустим, с Авачинской сопки, ибо много остроконечных камней. Всякий упавший камень норовит попасть как в партнера по группе, так и покатиться далеко вниз по снежнику, а там – люди. Приходилось орать во всю глотку, чтобы обратить внимание находящихся ниже туристов. Не уронить хотя бы один камень просто невозможно.
Когда мы спустились до высот 1750, группа туристов, вышедшая из «ворот», достигла того места, откуда спуск начинали мы, и все же уронила несколько камней. Один камень пролетел совсем рядом, в пяти метрах. Предупреждающие крики все-таки полезны: какая-то вероятность отскочить в сторону есть. Но вероятность эта небольшая.

Отойдя достаточно далеко от вершины, где-то на высоте 1600м, мы перешли на середину большого снежника – здесь достаточно рыхлый и не очень скользкий снег. Хорошо помогал ледоруб. Впрочем, можно было спускаться и по гребню, по которому поднимались. С опаской поглядывали, не летят ли сверху камни, хотя до этих мест смогут долететь только очень крупные экземпляры. Так, подтормаживая альпенштоками, весело добрались до места, где была оставлена часть вещей. Поужинали.
После скоростного спуска по снежнику последний километр по ручью тянулся бесконечно, сапоги пропитались пылью, похожей на цемент.
Через 1ч30м пути от места ужина были около шоссе.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Как уже было написано, главная опасность для июльских восхождений – КАМНЕПАДЫ. Категорически нельзя идти по тальвегам снежников и близко к ним, равно как и подходить слишком близко к отвесным скалам. В туманную погоду эта опасность многократно усугубляется.
Вторая опасность – оступиться и скатиться как по рыхлому, так и по обледеневшему снежнику. Устоять помогут ледоруб, перчатки, удачная обувь.
Сотовая связь в районе, если есть прямая видимость на базовые станции сотовой связи (или близко к ней), функционирует, причем на гребнях - устойчиво. В заглублённых местах сигнала нет. Перечень операторов не выяснял: может быть, какие-нибудь и не распространяют свой сигнал сюда.
Представленный трек снят весьма аккуратно, прибор GPSMAP-62 лежал в переднем кармане.
Следует отметить, что космоснимок высокого разрешения, представленный в GoogleEarth на район Вилючинской сопки от 14.08.2004г., имеет в районе вершины Вилючинской сопки перспективные искажения (обычная картина для снимков на высокогорные районы), поэтому трек немного неточно «ложится» на космоснимок. Для приведения к корректным GPS-координатам, изображение на указанном космоснимке близ вершины сопки надо сдвинуть примерно на 45 м в юго-восточном направлении. На Terraserver есть еще несколько снимков на район, но все они хуже по качеству Гугловского (http://www.terraserver.com/view.asp?cx=158.2768&cy=52.7063&mpp=5&proj=4326&pic=img&prov=-1&stac=-1&ovrl=-1&vic=). Текущий снимок на VirtualEarth (maps.bing.com) http://www.bing.com/maps/default.aspx?v=2&cp=52.7062574833727~158.276928521471&style=h&lvl=17