Туманный – Териберка (7 дней)

one day 11 hours 23 minutes
6 days 4 hours 24 minutes
August 27, 2023
August 2023

near Bol’shoy Padun, Мурманская область (Россия)

На самом деле мы шли не от Туманного, а от плотины ГЭС. Попросили нас забросить именно туда, а то от Туманного идет 14 км обычной грунтовой дороги. Интереса особо не представляет этот участок дороги.

Вначале от места, где высадились, надо было пройти по дороге, проходящей рядом с ГЭС. Проход свободный. Потом дороги закончились, и мы пошли по бездорожью. Сначала было немного зоны кустарника. Преодолев ее, попадаем в тундру. И далее, чем ближе к океану, тем меньше кустарника будет встречаться, ну разве что рядом с песчанкой. Реку Белоусиху решили переходить у истока – там по щиколотку, а то в остальных местах бывает по пояс и глубже. На самой реке можно встретить рыбаков с лодкой, которые помогут перебраться. Но это не точно. Возле этой реки надо быть максимально на чеку и шуметь. Там водится форель и, вероятно, этим пользуются медведи.
Все прочие реки по маршруту особой опасности не представляют. В тех местах, где мы переходили было меньше, чем по колено.
При подходе к Баренцеву морю рельеф становится более каменистый. Передвигаться там сложновато местами. С моря могут дуть ветра.
Особо интересное место – песчанка. Это песчаная отмель возле реки Вороньей. Встретили тут следы медведицы и медвежонка, двух лис и морских котиков. А также тут есть несколько домиков. Все закрыты.
Далее по плану у нас было следовать вдоль линии моря. Но из-за сложности рельефа решили пойти через тундру. В районе старой линии электропередач есть людская тропка.
Мы выработали такой план передвижения. Заходим на холм, смотрим как нам проходить следующий участок маршрута. Стараемся обходить заболоченные места. Избегаем кустарника и траверса с большим уклоном. Удобно ходить по плато на сопках, если есть. И так много раз. Это все требует дополнительных сил. Необходимо это учитывать.
На маршруте встретили еще пару туристов. Они шли примерно по такому же маршруту, как и мы.
В Териберке на 2 ночи снимали хостел. Там провели одну радиалку.

Видео с похода: https://youtu.be/iGg8StHazgk

[[[ Погода ]]]
У нас было половина дождливых дней и половина сухих. И даже солнышко бывало. В мокрые дни хорошо помогала мембранная одежда и резиновые полусапоги, а то ботинки быстро промокали ходить по мокрой траве. Временами были сильные порывы ветра. Обычно палатку старались ставить с подветренной стороны горы, чтобы как-то укрыться.
Ночью температура была 8-10 градусов, днем 13-24 в зависимости от погоды. Из-за ветра и высокой влажности ощущалось это холоднее, чем было на самом деле.

[[[ Ягоды ]]]
Ситуация на момент конца августа: много спелой черники и голубики. Само собой водяника почти как сорняк. Брусники зачастую еще не спелая и встречается не часто. Морошка любит расти в заболоченных местах, уже немного перезрелая, но вполне съедобная.

[[[ Дикие животные ]]]
В этих местах можно встретить лис, медведей, лосей, оленей и росомах и др.
Медведи не особо агрессивные в это время года – ягод много. Их легко спугнуть просто криком или свистом. Просто, когда идешь, нужно стараться создавать больше шума, чтобы не застать медведя врасплох, а то он может обороняться начать. Мы с собой брали фальшфейер на всякий случай. Еще росомаху лучше не встречать, она несмотря на свой небольшой размер бывает весьма агрессивна, так нам сказал таксист.
Ни комаров, ни мошек особо не было. Повезло или уже видно не сезон…

[[[ Вода ]]]
Вода практически есть везде. Для готовки мы брали воду откуда угодно. А вот питьевую старались брать из рек. Вблизи океана из-за приливов лучше воду брать выше по течению, а то будет ощущаться соль.

[[[ Связь ]]]
На высоких склонах зачастую можно было поймать связь. Интернет бывало даже 4G. Оператор Мегафон вроде как обладает наилучшим покрытием. Хотелось бы отметить склон рядом с песченкой в сторону Дальних Зеленцов. Ну и на подходе к Териберке.

[[[ Карты ]]]
Тут Open Street Maps не особо полезна. Мы в основном использовали старые карты генштаба СССР и современные растровые снимки со спутника. Все это должно быть доступно для работы оффлайн.

[[[ Регистрация в МЧС ]]]
Мы на всякий случай зарегистрировали свой поход в МЧС. Чтобы если что случится, нас стали искать и представляли примерно, где искать. Можно это сделать онлайн: https://forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups

На момент похода маршрут проходит по разрешенным местам. Никаких разрешений не требуется. Ну разве что, особо охраняемая территория рядом с Териберкой требует регистрации и оплаты. Можно сделать все онлайн: https://mpr.gov-murman.ru/activities/napravleniya/okhrana-okruzhayushchey-sredy/09.oopt/forms/teriberka/

Стоимость заброски: от Мурманска до плотины ГЭС - 10000 RUR. От Териберки до Мурманска - 8000 RUR. Это персонально за нами приезжал паркетник в назначенное время и место и отвозил тоже четко куда надо. Ехать примерно 2.5 часа.

PictographBridge Altitude 33 ft

Мост

Серебрянская ГЭС-2

Пройти/ролехаьть можно свободно. Мощность ГЭС — 156 МВт.

Вид на озеро и ГЭС

ЛЭП

PictographLake Altitude 311 ft

Озеро

PictographRiver Altitude 203 ft

Река Белоусиха

Тут решили перейти т.к. тут наиболее мелкое место. Осторожно, можно нарватся на медведя.

PictographCampsite Altitude 352 ft

Ночевка 1

PictographLake Altitude 522 ft

Озеро

PictographMountain hut Altitude 156 ft

Домик

На картах не помечен. Вокруг жуткий бардак.

Летал на дроне в высоту

Дом 1

Песчанка

PictographCampsite Altitude 16 ft

Рдом с домиками встретили лису почти ручную. А на месте утром видели следы медвдя. Также следы челавека были замечены.

Песчанка (еще)

Море + рядом рыбацкая поляна

Photo ofСтолбы от старой линии электопередач Photo ofСтолбы от старой линии электопередач Photo ofСтолбы от старой линии электопередач

Столбы от старой линии электопередач

Вид на пляж

PictographRiver Altitude 15 ft

Ручей Федоровский

Перешли по камням во время отлива.

Бухта

PictographCampsite Altitude 9 ft

Ночевка 3

Тут увидели издалека, что шарится медведь. Спугнули криками и свистом. Еще лису видели. Дрова выносит на берег море. Из них получилось сорудить костер.

PictographSummit Altitude 353 ft

Вид на реку

PictographBeach Altitude 38 ft

Пляж

Тут мы поняли, что продвигатся дальше по побережью стало затруднительно. Решили пойти вгубь тундры.

Столбы и камень

Вдоль этих слолбов в основном мы шли до Териберки. Там проходит людская тропка. Также кабель по земле проброшен.

Ночевка 4

Вид на провода

Изьба

Воспользовались оставленными газовыми баллонами и сделали внеплановый чай пока моросил дождь.

PictographRiver Altitude 95 ft

Река Орловка

Смогли перейти по камням в месте где тянется кабель.

Дорога просто заканчивается. Типа идет в скалу. Я так понимаю, что просто резко прекратили проклатку дороги.

Вот примерно по такой грунтовке можно дойти до Териберки.

PictographCampsite Altitude 306 ft

Ночевка 5

Тут уже совсем рядом до Териберки. Но надо было еще ночь перекантоватся в палатке. Поставились тут, т.к. гора нас прятала от ветра.

Мотобухта

Много палаток, фургонов и т.д. Кто-то продовал рыбу.

Заброшенная школа

Териберка

Кладбище кораблей

Лодейное (новая Териберка)

PictographMountain hut Altitude 30 ft

45 причал

Приятное место. Решили, зачем спать в палатке, когда есть возможность комфортной жизни.