Тахтарвумчорр

one day 5 hours 53 minutes
July 16, 2023
July 2023

near sanatorij Tirvas, Мурманская область (Россия)

Предупреждение!!! Не повторять без должной подготовки, или наличия огромного энтузиазма с максимальным расчетом на прекрасную физическую форму.
Наш маршрут начался от санатория Тирвас по грунтовой дороге к спокойным водам озера малый Вудъявр. Приблизительно спустя 6 км мы разбили лагерь у реки, где наблюдали вдохновляющий вид на один из цирков горы Тахтарвумчорр. Вечером в туман и морось, после ужина, поднялись в цирк, но ничего не увидели. На следующее утро нас ожидал завораживающий вид этого цирка. Только представьте, утро, легкая прохлада, солнышко, и выйдя из палатки наблюдаешь непередаваемый словами вид на весь хребет. В полдень мы начали постепенное восхождение в гору. Троп здесь нет, даже не ищите. Этот путь был не прост, останавливались 3 раза, так как выбрали довольно крутой подъем по невысоким кустарникам и каменным обвалам. Но поднявшись на первую гору - лицезрели вид на долину озера, глазу открылся простор и мощь близлежащих горных цепей. Дальше наш ждал еще один подъем в гору, более пологий, но протяженный и с достаточно большим перепадом. По пути к вершине смотрели на перевал к ущелью Рамзая, где протекает река. Вдоль нее мы ходили другим маршрутом (см. маршрут ущелье Рамзая - Долина реки Малая Белая). Взобравшись наконец на плато хребта Тахтарвумчорр - поразились. Плато похоже на пустыню камней. Все они достаточно устойчиво лежат, но все таки нужно быть осторожней. Ущелье Рамзая, к сожалению, с верху мы не смогли увидеть, нужно было спуститься чуть ниже. Наблюдали выход из ущелья. Пройдя где то 1-1,5 км, отрылась невероятная картина на долину реки Малая Белая. Очень красиво. Также видно озеро Имандра вдалеке.
Ну а после двинусь по хребту. В двух местах нас ждали расщелины. Будто гора ломается пополам. Одну расщелину преодолели без особого труда, вторая же была опасней. Их не обойти. Со всех краев Тахтарвумчорра можно сидеть часами и наблюдать на эту мощь и величие. Вокруг все такое маленькое, что кажется поместиться на ладошке. Появляется воодушевление и гордость за себя и восхождение на столь величественную гору. Чтобы спуститься с горы, нужны и силы и выдержка. Спуск сложный, есть тропа, и не одна. Спуск отнял очень много времени. Необходимо аккуратно, плавно передвигаться по грунту, камням. Плавными движениями, медленно, не торопясь. Людям с акрофобией здесь не место. Спустившись на метров 50 можно посетить молибденовые шахты. Но сил на них уже не было. Ну а от них хорошо вышаганная тропа до самого подножия горы. По склону до шахт будут встречаться и обвалы в виде валунов, все очень серьезно выглядит, необходима предельная аккуратность, повторюсь. Спустившись в подножию выход на колесную дорогу, которая ведет к озеру. Идти под уклон здесь просто и с легкостью. На пути будет брод, который с легкостью осилит каждый.
В данном маршруте палки для скандинавской ходьбы вам очень пригодятся.