р. Бахапча и Бахапчинские горы (пешеходный участок)

Photo ofр. Бахапча и Бахапчинские горы (пешеходный участок) Photo ofр. Бахапча и Бахапчинские горы (пешеходный участок) Photo ofр. Бахапча и Бахапчинские горы (пешеходный участок)

July 31, 2019
July 2019

near Valet, Магаданская область (Россия)

О том как мы попали на реку Хетакагчан — в первой части трека.
До вечера мы топали по реке. Кто-то думал, что ему удастся сохранить ноги сухими, но обшибся. :) Некоторые участники шли в болотниках из ЭВЫ, некоторые в резинках, некоторые в кроссовках. Мне жалко было убивать и мочить новые AKU SUPERALP GTX и я ходил в неопреновых ботиках. Будь они новыми и без дырок от камней — просто супер комфортно. Нога не скользит и тепло. А если подобрать ботинки с толстой подошвой — вообще шикарно будет. В ЭВЕ мне неудобно, а ещё цеплять её снаружи к рюкзаку желания нет никакого. На любой фотографии это выглядит ужасно.
Прошли километров 5, встали на бивак. Идти можно и быстрее было, но группа не спортивная, и такой задачи не стояло. Шли в среднем темпе.
Утром снова моросило, стартовали мы только к обеду. Вылезло солнышко и мы повернули в распадок, что ведёт к озеру Снежному (одна из основных наших точек на маршруте). Набрали высоту и заночевали на камнях. Ребята подустали, а забираться выше было не комфортно в сумерках. Предложение с утра пойти налегке к озеру в радиалку отвергли, к сожалению. Потому, мы оставили утром часть снаряжения и продолжили набирать. Озеро находится на отметке 1500 и мы шли бодро вдоль ручья по правой стороне. Погода была отличная, нам везло. По дороге к озеру открывается невероятной красоты и размеров горная «стенка». Всеобщее восхищение, куча фото/видео и мы идём дальше. На озере, как и предполагалось, нет дров и дует ледяной ветер. Само Снежное и его «стенки» не вызвали восторга и мы начали спуск в зону леса для бивака. На берегу нашли, кстати, немного мусора (унесли и сожгли) и оставленную лет 10 назад бухту верёвки. Конечно, я её захватил с собой. Это какая-то традиция уже, наверное. В прошлом году я пёр пятикилограммовую палатку Normal, что мы нашли на реке Омулёвка. Её вернули владельцам, кстати. :)
Палатки поставили у ручья с потрясающим видом на горы. В лучших традициях туристских курсов: место безопасное, с водой, дровами и невероятно прекрасное.
Утром спустились за оставленными вещами,  вышли на реку Хетакагчан и продолжили путь к горе Хетинской (это высшая точка района и место где должен был быть «тур» Р. Седова, оставленный им лет 40 назад). Погода испортилась, облака намочили лес и подняли уровень воды. Шли по «зелёнке». Шли медленно и мучительно (ребят не спасали дождевые накидки или raincover — это полный шлак для мокрого леса, а мы предусмотрительно заказали дождевики с местом под рюкзак и всё было сухо).
Уже вечером, к счастью, открылось место древнего оползня, где можно было переночевать. Мы перешли реку вброд и организовали бивак. Утром сходили к водопаду, что подметили ещё ночью. Вблизи он оказался куда интереснее. Мне напомнил какие-то тропические страны. Все в восторге.
Идём дальше. К обеду открылся второй водопад (мой любимый, т. к. напомнил мне чем-то Италию), а к вечеру дошли до третьего (самого высокого). Мы и не догадывались, что в этих местах они есть, да и ещё таких размеров. Потрясающий сюрприз для группы! Заночевали недалеко от старта к горе Хетинской и я с 06:00 наблюдал за погодой. Шансы были, но слабые. Решили, что не идём, а отдыхаем и фотографируем  этот высоченный каскад. Не угадали — к 13:00 «вылезло» солнышко, но уже было поздно. Хетинская осталась на будущее, а мы шли дальше — к истоку реки.
Вечером, дойдя до истока, мы поставили лагерь. Рядом было небольшое озеро. И вся долина была окружена невероятными горами и останцами. Если бы пошли в другую долину (долина ручья Снежный) то красот было бы не меньше, я уверен. Удивительный район. И он закрыт полностью от посторонних глаз — настоящая тайная страна.
Утром предстояли радиалки, но выпал снег и идти не хотелось никуда. К обеду немного распогодилось и ребята ушли погулять.
На следующий день снега меньше не стало, а ветер усилился. Метель, мы собираемся и уходим. Сегодня важный день — перевал. Вопреки ожиданиям, подъём оказался приятным, а вот со спуском не угадали. Нужно было «забирать» на 1 — 1,5 км правее и выходить на безопасную осыпь. Но мы вылезли на хребет и нам предстоял «некислый» спуск под углом 55-65º. С той самой бухтой, что я тащил. 5-6 «верёвок», куча синяков, нервов и адреналина, и вот, мы уже ставим палатки неподалёку у «стенки». Странно, что в Бахапчинских горах климат абсолютно другой, нежели после перевала. Там зима, а у нас настало снова лето. Переночевав, мы спустились вниз по долине и перевалили небольшую сопочку к истоку ручья Родственный. Путь приятный, красивый. Не менее красивые «стенки» и «плиты» окружали нас, ну и плюсом мы нашли бараний рог, который Лейли, естественно, захватила домой. Мастер наверняка сделает из него что-то красивое. Килограмма 4 весит — нелёгкая штука.
Спуск к устью ручья занял 1,5 дня. Дорога в удовольствие — мне очень понравились. Редколесье, много ягельника. Встречается ягодка — морошка, кислица, голубика.
К обеду вышли на «закладку» № 1. Точнее, то, что от неё осталось. Медведь-счастливчик хорошо поел и покуралесил. Из еды оставил нам несколько пакетиков риса и соус Песто. Лодку почти не тронул, а катамаран не пощадил — выгрыз кусок 1,5 х 1,5 метра на одной из гондол. Настроение не очень, конечно. Но не унываем. Ремнабор цел — сели за работу.
Девочки стирались и помогали зашивать «шкуру», а мы занимались пэчворком, используя лоскуты от газодержащей камеры и остатки гермомешка. К вечеру склеили страшного Фантомаса, а к обеду следующего дня усилили и проклеили каждый шов. Залатали лодку, второй баллон, подклеили шкуру. Муторное занятие, конечно. Несколько раз сдували-надували, мылили и искали утечки. Но работу закончили, плыть можно и после обеда начали путь домой.
Как мы добрались, прошли пороги на этом Франкенштейне и цела ли «закладка» № 2 можно прочитать в последнем куске трека.

PictographInformation point Altitude 1,427 ft

Наледь на реке Хетакагчан

Место открытое, невысокое (но без опасности подтопления), дрова есть неподалёку.

Бивак

Время было позднее, участники устали и ночевать пришлось на камнях. В принципе, неплохо. За водой спускаться далековато, правда.

Было принято решение идти с вещами к озеру, чтобы там заночевать и сделать красивые кадры. Часть снаряжения оставили в «закладке».

PictographLake Altitude 4,913 ft

Озеро Снежное

Не так впечатляет, как думалось дома, глядя на карту.

На озере дров нет, естественно и дуют жуткие ветра. Спустились к зоне леса и заночевали с видом на шикарные «стенки».

Место схода оползня на котором мы ночевали. Очень неплохо тут. Наверху есть шикарный водопад.

PictographWaterfall Altitude 2,462 ft

PictographWaterfall Altitude 2,604 ft

Безымянный водопад

Мой любимчик! Похож на римские термы. :) Жаль, что вода ледяная.

Место так себе — ходить неудобно, много камней и дрова нужно повыбирать. Но спать на ягельнике мягенько, приятно. Ну и ещё один водопад рядом. Он так же хорош, как и остальные.

У небольшого озера в долине можно прожить несколько дней и совершать радиальные выходы. Дров не много (старые ветки стланника), но на 2-3 дня хватить должно.

PictographLake Altitude 3,560 ft

Бивак вынужденный, потому и неудобный. Дров нет, разумеется, но места под палатки вполне себе ровные. Рядом небольшое озеро.

Место не ровное, ягельник, вода есть, но под камнями. Переночевать с комфортом вполне можно.

Место «закладки» № 1

Вышли к первой «закладке» и сильно опечалились.

PictographWaterfall Altitude 3,314 ft

Безымянный водопад

Самый здоровый, из тех, что я видел у нас в регионе.