Пеший маршрут по району Архыза (Аркасарский хребет, Софийский массив)

Photo ofПеший маршрут по району Архыза (Аркасарский хребет, Софийский массив) Photo ofПеший маршрут по району Архыза (Аркасарский хребет, Софийский массив) Photo ofПеший маршрут по району Архыза (Аркасарский хребет, Софийский массив)

August 23, 2023
August 2023

near Psysh, Карачаево-Черкессия (Россия)

Маршрут пройден за 6.5 дней с 02 августа по 08 августа 2023 г.
В 12 часов дня выехали из н.п. Минеральные воды на заранее заказанной машине (номер сохранен, если кому то надо могу дать) до начала маршрута р. Дукка. Поездка обошлась в 6100 рублей. Маршрут начали от моста через реку Дукка. Ниже нитка маршрута.
Уезжали из н.п. Архыз в г. Кисловодск на рейсовой маршрутке (ушатанная газель). Звонил для уточнения информации по номеру - +7 928 354-37-75 (есть ватцап). Стоимость проезда в одну сторону 670 руб. с человека + 100 руб. за багаж. В теории можно из Минеральных вод приехать в Черкесск и оттуда уехать на маршрутке. Сильно ли это будет дешевле не знаю, зависит от количества людей.

В Архызе большое количество хостелов\гостиниц\домиков для проживания, проблем с этим не возникло. Возможно проживание на Софийской поляне и где-то еще подальше от Архыза. Нам повезло встретили доброго человека, который впоследствии приютил нас в одном из своих гостевых домиков (Happy House).

Район ориентирован на туристов, при желании и финансах можно жить в Архызе и кататься (ходить в радиалки) по данному району. А так большое количество натоптанных троп, большое количество людей, ходят с детьми, люди в возрасте, толстые и худые, короче все кому не лень и кому лень. :)

По всему маршруту стоят синие метки.
Нитка маршрута: около 15 км от Архыза - р. Дукка - р. Малая Дукка - оз. Рыбка - оз. Аркасарское - пер. Сказка Кавказа (1А, 2624 м) - оз. Сказка Кавказа - пер. Виктора Шалаева (1А, 2556 м) - оз. Лунное - р. Бол. Дукка - оз. Семицветное - рад. вер. Аюлю (1А, 3063) - оз. Аюлю - пер. Аюлю (1А, 2850 м) - оз. Белореченское - р. Белая - вод. Белый - р. Псыш - оз. Кувшинки - оз. Кратерное - г. МингиКёльБаши (1Б, 3243 м) - пер. Кара-Джаш (1А, 3024 м) - оз. Сапожок - пер. Кельауш (1А, 2880 м) - Софийские озера - пер. Иркиз (1А, 2880 м) - д.р. Ак-Айры - р. София - Софийские водопады - Софийское седло - Софийская поляна - н.п. Архыз

Район понравился, красивый и несложный, единственное это большой перепад высот.... В общем есть где погулять и на что посмотреть. В интернете много описаний данного района, ключевых мест, много различных статей (например, спорт-марафон с треками). Большинство перевалов "гугляться" на их категорию и фото.
Упрощает движение по местности приложение maps.me, в котором есть прогруженные тропы.
----
Взято из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D1%8B%D0%B7
Архы́з — село в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии. Административный центр Архызского сельского поселения. Находится в бассейне реки Большой Зеленчук.

В районе Архыза расположены несколько вершин, популярных у альпинистов. Восхождения на эти вершины классифицируются второй-третьей категориями сложности[2].

«Горный район Архыз» включает верхнюю часть (верховья) ущелья Большого Зеленчука и его притоков, включая посёлки Архыз и Нижний Архыз. Посёлок расположен на дне большой котловины, на речной террасе на высоте 1450—1500 м над уровнем моря.

PictographProvisioning Altitude 5,791 ft

1 Кафе (старт от моста)

Начало старта. Есть кафешка в которой можно перекусить после длительного переезда. По моему мнению в данном месте были самые вкусные хычины, которые мы ели, хоть и попробовали только с сыром. Дальше в горы идет дорога, по которой ездят машины высокой проходимости (УАЗ). За 7500 (или 7000) могут довезти из Архыза по максимуму наверх и в конце дня увезти обратно.

2 Начало пешей тропы

Нам повезло до данной отметки нас подбросил местный водитель, который ехал забирать группу туристов, которую они привезли утром.

3 Вид на водопады

Вид на водопады. Ничего необычного. Воды мало.

PictographCampsite Altitude 8,026 ft

5 Лагерь №1

Одно место под палатку. Рядом есть вода (озеро). Утром красивый вид.

7 Начало подъема на перевал

Начало подъема на перевал Сказка Кавказа. Начало тропы не явное, ориентир сложенные турики и трек на мапс.ми.

PictographMountain pass Altitude 8,500 ft

8 пер. Сказка Кавказа (1А, 2624 м)

Проблем с восхождением на перевал нет, шли по тропе. https://pereval.online/object/2752

9 Камень (Сказка Кавказа)

Просто одиноко-стоящий камень.

PictographLake Altitude 7,956 ft

10 оз. Сказка Кавказа

Одно из Дуккинских озер.

PictographMountain pass Altitude 8,364 ft
Photo of11 пер. Виктора Шалаева (1А, 2556 м) Photo of11 пер. Виктора Шалаева (1А, 2556 м) Photo of11 пер. Виктора Шалаева (1А, 2556 м)

11 пер. Виктора Шалаева (1А, 2556 м)

PictographLake Altitude 7,871 ft

12 оз. Лунное

PictographLake Altitude 7,945 ft

13 оз. Семицветное

Красивое озеро, переливается различными цветами. Описание с сайта Архыз (https://arhyz-resort.ru/attractions/ozero-semitsvetnoe/) "Название озеро получило из-за удивительного светового эффекта, благодаря которому в солнечную погоду вода переливается разноцветьем, образуя радугу на водной глади озера. Происходит это за счет цветовой гаммы окружающего ландшафта и минералов на дне. Изумрудная трава, серые скалы, белые бутоны кустов рододендрона по берегам, голубое небо, рыжие камни - все это играет красками по воде и создает неповторимый облик озера."

PictographCampsite Altitude 9,201 ft

14 Лагерь №2

Лагерь у безымянного озера, много мест под палатки.

16 вер. Аюлю (1А, 3063 м)

Подъем особой сложности не представляет, уклон по пути подъема до 30-35 гр. Осыпные, травянистые склоны. С вершины открывается шикарный обзорный вид.

PictographMountain pass Altitude 9,378 ft

17 пер. Аюлю (2850 м)

Расположен в хребте Габулу и соединяет долины рек Большая Дукка и Белая (приток Псыша). Перевал со стороны верховьев р. Дукка н/к - пологий. Со стороны р. Белой местами тропы, местами движение по большим камням (курум), местами осыпи.

PictographLake Altitude 9,046 ft

18 оз. Белореченское

Озеро в хребте Габулу. Верховья р. Белая.

PictographRiver Altitude 8,085 ft

19 Родник

Чистая вода, не обязательно бежать к реке.

PictographMountain hut Altitude 7,473 ft

20 Домик

Домик. На картах не отмечен, выглядит целым, наверное можно укрыться в случае непогоды. Открыт-закрыт не проверяли, прошли мимо. Скорей всего кого-то из местных жителей.

PictographRiver Altitude 6,697 ft
Photo of21 Обед/лагерная поляна/место для купания Photo of21 Обед/лагерная поляна/место для купания Photo of21 Обед/лагерная поляна/место для купания

21 Обед/лагерная поляна/место для купания

Отличная лагерная поляна, большое количество мест под палатки, а самое главное удобное место для купания - в жару после перехода самое то.

PictographProvisioning Altitude 5,446 ft

23 Кафе 'Хычинная'

Можно поесть, и если сильно захотеть, то можно уехать на машине. Так же можно сюда приехать. В данном месте хычины заняли второе место. Мне понравились.

PictographMountain hut Altitude 5,583 ft

26 Хижина Басмача (лагерь №3)

"Хижина Басмача" это вроде как егерьский домик. Дверь на замке, замок не заперт, можно открыть и зайти внутрь. Есть печь, нары на 2-3 места. В общем в случае непогоды, можно укрыться и согреться. Есть места под палатки. Ночевали в палатке.

PictographMountain hut Altitude 5,713 ft

27 Обустроенный домик

Более обустроенный домик. Большое количество спальных мест, внутри светло, чисто. По наклейкам и записям можно сказать, что большинство доходят до этого домика. Так же на улице есть обустроенные полянки, костровище, места под палатки.

PictographWaterfall Altitude 7,798 ft

28 Водопад

Безымянный водопад. Остановились на нем, чтоб умыться, набрать воды.

PictographLake Altitude 8,386 ft

29 оз. Кувшинки

Необычное озеро с островками зелени. С озера открываются красивые виды на массив Пшиш.

PictographLake Altitude 9,305 ft

31 оз. Кратерное

Красивое озеро, находится под вершиной Мингикёльбаши.

PictographCampsite Altitude 9,239 ft

30 Лагерь №4

Лагерем встали недалеко от озера Кратерное. Прям рядом с озером встать не получилось в связи с большим количеством людей, которые заняли все палаточные места. Мы поставили палатку как оказалось впоследствии на полянке на которую прибегают козлы, вечером они нас и побеспокоили.

32 вер. Мингикельбаши (1Б, 3243 м)

Подъем на вершину совершили не по маршруту, который проложен в мапс.ми. Поднимались по осыпному склону. Мелкая осыпь, средняя осыпь, курумник. На подъеме встретили двух козлов. С вершины открывается красивый вид на массив горы София и Софийские озера. Подъем по нашему пути восхождения имеет сложность 1А. Спуск в сторону перевала Кара-Джаш - 1Б. Связано это с переходом по гребню от вершины на север. Примерно на расстоянии 150 метров идет крутой гребень по которому возможно движение, с востока и запада крутые обрывы поэтому без страховки проходить по ним не желательно. При желании и не уверенности в группе, либо при плохой погоде - дождь, снег - желательна страховка участников при движении по гребню.

PictographMountain pass Altitude 9,394 ft

35 пер. Кёльауш (1А, 2880 м)

Простой перевал. Как по мне так можно смело дать ему категорию н/к, но видимо из-за высоты и камней заслуженно получил 1А.

PictographMountain pass Altitude 9,421 ft

37 пер. Иркиз (1А, 2880 м)

Находится в Софийском хребте, соединяет долины рек Ак-Айры и Кашха-Эчки-чат. Со стороны долины Ак-Айры очень крутой уклон. Местами до 45 гр, спускаться с тяжелым рюкзаком необходимо максимально аккуратно.

PictographWaterfall Altitude 7,868 ft
Photo of42 Софийский Большой водопад (90 м) Photo of42 Софийский Большой водопад (90 м) Photo of42 Софийский Большой водопад (90 м)

42 Софийский Большой водопад (90 м)

PictographWaterfall Altitude 7,653 ft

46 Софийский Малый водопад

PictographMountain hut Altitude 4,984 ft

50 Happy House

Гостевые домики в н.п. Архыз. Нас приютили на ночь, все понравилось. Вода, душ, холодильник, электричество, кровати... впринципе все есть, что нужно для проживания Единственный минус отсутствие кондиционеров. Как нам сказали они отсутствуют почти везде в Архызе.

PictographLake Altitude 7,800 ft

15 оз. Аюлю

PictographWaterfall Altitude 5,796 ft

22 вод. Белый

Красивый водопад р. Белая. Завален бревнами, много туристов т.к. находится в легкой доступности от "дороги".

24 Погранзастава

На погран заставе необходимо предъявить паспорт и обозначит свой маршрут. Записывают в журнал и пропускают дальше. Данным маршрутом как шли мы пройти можно, если уходить в верховья Псыша, тогда нужно разрешение от ФСБ на посещение погран зоны.

PictographBridge Altitude 5,507 ft

25 мост через р. Псыш

Мост через р. Псыш. Проходить строго по одному, о чем сказано в предупреждении в начале.

PictographMountain pass Altitude 9,862 ft

33 пер. Кара-Джаш (1А, 3024 м)

Спуск на перевал со стороны вершины МингиКёльБаши - тропа, сыпуха, самостраховка палками. Спуск с перевала в сторону озера Сапожок по достаточно крутой тропе.

PictographLake Altitude 9,199 ft

34 оз. Сапожок

PictographLake Altitude 9,255 ft

36 Софийские озера

Группа озер. Озеро в форме сердца. Два озера с известняком - Большое софийское озеро и озеро поменьше.

PictographWaterfall Altitude 7,666 ft

38 Водопад Ак-Айры

PictographWaterfall Altitude 7,062 ft

39 Водопад Ак-Айры

PictographCampsite Altitude 6,598 ft

41 Лагерь №6

Лагерем встали по метке на мапс.ми. Возле большой группы туристов. В последствии как оказалось на данной полянке без разрешения вставать нельзя. Данное место находится во владении какого-то "кафе" Белочка. Но мы конечно же никого не спрашивали, просто пришли и поставили палатку, никто нас не выгнал.

PictographMountain pass Altitude 8,378 ft

47 Софийское седло (2558 м)

Простой перевал, ходят много туристов, в том числе и дети.

PictographProvisioning Altitude 6,549 ft

40 Поляна с кафе

Конечная точка заброски перед софийскими озерами и водопадами. Есть магазин с большим ассортиментом продуктов, и хычины. В данном месте хычины были хуже чем в двух предыдущих, показалось, а может и нет. Сэкономили на начинке.

PictographInformation point Altitude 5,116 ft

48 Софийская поляна (Поляна Таулу)

Не понятно как она точно называется, толи софийская толи таулу. Есть гостиницы, в которых можно остановиться на ночлег. Где-то возможно есть и места для палаточного размещения, возможно платные, но это точно не известно. Есть кафешки, магазины, в общем "базовый лагерь" для всех путешественников - туристов. Вот что пишут в интернете: "Таулу – это большая поляна и по совместительству туристический кемпинг, расположенный в 5 км юго-западнее Архыза. Бывалые туристы говорят, что Таулу равнозначна поляне Азау в Приэльбрусье. Это точка старта популярных пеших маршрутов, ведущих к самым живописным местам Архызского горного региона: Софийским озёрам, водопадам Ак-Айры и Аланскому городищу."