Хибины (7 дней)

5 days 12 hours 58 minutes
August 19, 2023
August 2023

near Imandra, Мурманская область (Россия)

Хибины (7 дней)

Маршрут: жд станция Имандра – ущелье Аку-Аку – перевал Юмъекорр – база МЧС Куэльпорр - перевал Чорргор Южный – перевал Петрелиуса Восточный - жд станция Хибины.

Поезд доставил нас на место старта вечером. Кроме нас были еще люди, которые отправлялись в поход. Мы решили, что пройдем совсем немного и будем ставить палатку. Боялись, что потемнеет быстро. Но тут меня поразило, что темнело крайне медленно. Может 3-4 часа прошло до некоторой темноты. В общем, в зависимости от даты похода, можно учитывать это, а то здесь есть и период, когда солнце вовсе не заходит и можно при необходимости передвигаться даже ночью.
В ущелье Крест решили не входить, а обойти по верху, т.к. было мокровато, а там надо было бы скакать по камням + скорее всего было подтоплено.
Через простое ущелье Аку-Аку дошли бы до озера Изумрудного. Там есть несколько вариантов обхода его. Мы, как оказалось, выбрали не самый удачный – вдоль отвесной скалы, с маленькой полкой для прохода. Там самый опасный момент - это ступенька. Надо просто подняться, но из-за того, что при подъёме упираешься в “стену”, происходит некоторый отскок обратно. В совокупности с большим рюкзаком есть шанс слететь вниз.
Около озера Изумрудного было все обставлено палатками, а далее на “звездочках” уже никого не было.
Перевал Юмъекорр довольно простой и проходится быстро.
Далее мы перешли реку Гольцовка, до впадения в нее реки Чеснайок. Никаких мостиков из бревен не осталось. Нашли мелководье и по камням переходили. Мне в полусапогах удалось пройти вообще, не набрав воды. Но в начале лета, вероятно, тут воды было гораздо больше. После перехода было сложно найти свободную полянку для установки палатки. Все было уже занято.
Затем мы прошли перевал Чорргор Южный. Этот перевал несколько сложнее предыдущего. При подъёме надо идти по камням с большим уклоном. В ориентировании помогают туры из камней. Спуск проще, но местами есть сыпуха.
В итоге мы дошли до базы МЧС Куэльпорр. Там также есть горный отель. Заранее мы номера не бронировали и свободных мест не оказалось. В отеле можно питаться за отдельную плату несмотря на то, что не проживаешь у них. Только надо немного заранее предупредить.
В этом месте у нас была дневка. Мы сходили немного прогулялись по окрестностям налегке. Нам тут понравилось.
Далее мы прошли перевал Петрелиуса Восточный. Подъем довольно простой. Под конец подъёма вариантов прохода много, много тропок – выбирай какая больше нравится. Спуск гораздо сложнее. Вначале очень резкий, затем сыпуха. Ситуацию усугубила погода: пошел ливень и дул сильный ветер. Промокли.
Затем мы по плану должны были поставить палатку возле озера Тахтаръявр с красивым видом. Но из-за сильного ветра решили спустится ниже в зону леса.
Уезжать мы решили на электричке в сторону Мурманска, которая ходит рано утром (не каждый день). Так что лагерь решили поставить вблизи жд станции Хибины. Тут недавно сделали 2 мостика через реку Малая Белая. И там нашли хорошее местечко, где ранее проводили какую-то ролевую рыцарскую игру «Хроники Силезии», после которой осталось много строений и досок.

Видео с похода: https://youtu.be/oUAsHUbTPyE

[[[ Погода ]]]
Погода была достаточно теплой, 2.5 дождливых дня. В конце похода были сильные порывы ветра. Пришлось палатку ставить в зоне леса.
Ночью температура была 10-15 градусов, днем 15-25 в зависимости от погоды.

[[[ Ягоды ]]]
Ситуация на момент середины августа: много спелой черники и голубики. Само собой водяника почти как сорняк.

[[[ Дикие животные ]]]
В этих местах можно встретить кого-то, включая медведя. Но т.к. тут людей довольно много ходит, шанс не сильно велик.
Медведи не особо агрессивные в это время года – ягод много. Их легко спугнуть просто криком или свистом. Просто, когда идешь, нужно стараться создавать больше шума, чтобы не застать медведя врасплох, а то он может обороняться начать. Мы с собой брали фальшфейер на всякий случай.
У нас же большую проблему создали мыши. Ночью в палатке шарились и шелестели, пытались прогрызть пакеты с едой.
Ни комаров, ни мошек особо не было. Повезло или уже видно не сезон…

[[[ Вода ]]]
Вода практически есть везде. Для готовки мы брали воду откуда угодно. А вот питьевую старались брать из рек.

[[[ Связь ]]]
На высоких перевалах зачастую можно было поймать связь. Интернет бывало даже 4G. Оператор Мегафон вроде как обладает наилучшим покрытием. В центре Хибин, там, где база МЧС, связи и вообще нет.

[[[ Регистрация в МЧС ]]]
Мы на всякий случай зарегистрировали свой поход в МЧС. Чтобы если что случится, нас стали искать и представляли примерно, где искать. Можно это сделать онлайн: https://forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups

[[[ Карты ]]]
Хибины довольно хорошо изучены. Базовые маршруты, перевалы, вершины и прочее много, где описаны. Для навигации вполне достаточно Open Street Maps с картами высот. У нас были также с собой старые карты генштаба СССР и современные растровые снимки со спутника. Так вот последние не часто были востребованы.

Старт маршрута

ЖД станция Имандра + деревня рядом.

Деревянеый ЛЭП

PictographBridge Altitude 444 ft

Мост

Для тех кто боится возможен обход по мосту, где проходит железная дорога.

PictographLake Altitude 747 ft

Озеро туров - Ночевка 1

Тут у нас была первая ночевка.

Виды

Виды, после выхода из зоны леса.

Памятник

Ущелье Аку-Аку

PictographLake Altitude 1,307 ft

Озеро Изумрудное + рядом водопад

PictographCampsite Altitude 999 ft

Стоянка Звездочки

PictographCampsite Altitude 1,090 ft

Еще стоянка

Далее по ходу движения на горе есть шкаф - это библиотека местная. Погода была дождливая, меня не пустили сгонять(

PictographMountain pass Altitude 2,330 ft

Перевал Юмъекорр

PictographRiver Altitude 1,205 ft

Мне удалось не промочить ноги, прыгая по камням. Но это просто повезло.

PictographCampsite Altitude 1,371 ft

PictographWaterfall Altitude 984 ft

PictographPicnic Altitude 978 ft

База МЧС Куэльпорр

Также есть гостевой дом. Места надо бронировать заранее. Можно заказать еду. Есть баня.

PictographBridge Altitude 918 ft

PictographCampsite Altitude 931 ft

Ночевка 3, 4

Тут много мест для лагеря.

PictographWaterfall Altitude 1,180 ft

Водопад Рисйокский

Обзорная площадка

PictographFountain Altitude 1,040 ft

Фонтан из бревна

Рядом кружка и квест: напейся, не облейся.

PictographFountain Altitude 1,009 ft

Геологическая скважина

PictographRisk Altitude 1,053 ft

Днепр 1

Тут ранее была шахта, сделанная при помощи ядерного взрыва. Взрыв был мощностью 2,1 кт, был произведен 4 сентября 1972 года. На текущий момент все засыпано и опасности вроде не представляет. Там много туров.

PictographBridge Altitude 1,185 ft

Вид на перевал

Есть множество тропок (с разных сторон ручья).

PictographMountain pass Altitude 2,975 ft

PictographLake Altitude 1,570 ft

Около него ну и ранее было встречено множество мест под полатки.

PictographLake Altitude 1,399 ft

Ночевка 5

Рядышком пересыхающее озеро. За водой спускались к реке Малой Белой .

PictographRiver Altitude 1,091 ft

Луг среди леса

PictographRiver Altitude 989 ft

Воды меньше чем по колено.

PictographFountain Altitude 657 ft

Тут их несколько на небольшом участке пути.

ЛЭП

PictographPicnic Altitude 445 ft

Место для лагеря

Не понравилось. Закрытое место. Рядом мусор был.

PictographBridge Altitude 441 ft

Заброшка

PictographBridge Altitude 427 ft

Мост

Рядом старый разрушенный.

PictographCampsite Altitude 423 ft

Ночевка 6

Ранее тут проводился рэцарский фэст. Остались строения и прочее. Т.к. место рядом с деревней встречаются местные жители.

ЖД станция Хибины

Тут мы сели на электричку. Также здесь останавливаются некоторые поезда.