Горный хребет Большой Аннгачак и озеро Джека Лондона

Photo ofГорный хребет Большой Аннгачак и озеро Джека Лондона Photo ofГорный хребет Большой Аннгачак и озеро Джека Лондона Photo ofГорный хребет Большой Аннгачак и озеро Джека Лондона

August 23, 2021
August 2021

near Dzhelgala, Магаданская область (Россия)

Мы ходили друзьями, и мне кажется крайне дурацким занятием писать от лица руководителя, пусть и номинального. Но придётся.

Как-то пообещал я ребятам год назад, что летом мы обязательно сходим к Большому Аннгачаку. И вот, наступила весна, и меня начали теребить с расспросами. Я уже и забыл, что мы куда-то собирались и ехать летом никуда не планировал, так как поднадоело немного проводить вот так вот отпуск, да и частые командировки на трассу утомили от Колымы.
Но люди отпуск спланировали, ждут поездки и подводить их было нельзя. В общем, я быстренько скомпилировал маршрут. В этом мне помогли наработки ребят, которые лазили там несколькими годами ранее и апрельский лыжный поход 2021 года (рук. Бекетов К.).
Получалось неплохо, в принципе, кроме одного скользкого момента, уточнить который было не у кого. На месте разберёмся, подумал я, и не мучился с этим.
С транспортом проблем не возникло – за несколько часов нашлись все нужные телефоны и вопрос заброски и выброски был решён. Пропусками на ГЭС занималась Лейли, так как имеет необходимые контакты. Но эту задачу может решить и человек «с улицы» – было бы желание. По традиции, был общий сбор: решали вопросы по маршруту, еде, снаряжению и прочие мелочи. Докупили необходимые штучки типа титановых котлов, горелки и тента. Питанием, которым мы обычно не сильно замарачиваемся, по обыкновению, занимались девочки.

Всё было готово, но внезапно случился COVID после свадьбы у ребятишек. Молодожёны захварали и пришлось подвинуть отъезд на неделю, что оказалось весьма кстати: прошли холода, пасмурная погода и на работе можно было закрыть все дела. Плюс, чем ближе осень, тем больше красок и насыщенней картинка.

Но, к сожалению, болезнь мощно подкосила родных и Аня не смогла поехать. Да и по Боре было всё туманно, практически до самого старта. Можно было бы и вдвоём поехать, но это не так весело и достаточно дорого обходилось бы путешествие. Лейли подыскала Ане замену в лице временно безработной Жени, которая неделю назад вернулась с озера. Видимо, ей недельной поездки показалось недостаточно, и она согласилась поехать ещё разок.

Мы ещё раз встретились, проговорили маршрут, проверили содержимое рюкзаков, достали недостающее и стали ждать дня выезда.
Заброска стандартная, утренняя в 08:30 – на маршрутке (2,5 тысячи за билет + 600 рублей за рюкзаки). Вещи в багаж не поместились и они ехали на крыше. Всё положили в плотные мусорные пакеты на 150-200 литров и они, к удивлению, не сильно запылились. Быстро домчались, заселились в пос. Ягодное к 18:00. Небольшая экскурсия по локации, немного вина и на боковую.
К 08:00 подъехал наш водитель Степан, который руководит хостелом в Ягодном, и часа за три довёз нас до бывшего пос. Мустах. По поводу заброски были некоторые опасения у меня, так как на дороге полно ответвлений и состояние полотна было неизвестным.
Оказалось, зря волновался – дорога хорошая, доехали с большим комфортом. Прибыли мы как раз к обеду у артельщиков. Нас пригласили, мы и согласились.
Подкрепились, сфотографировались, попрощались со Степаном и в путь.

Задача минимум для первого дня была простецкой – пройти полигон, не замучать группу, притереться к рюкзаку и заночевать на более-менее нормальной локации. Вдоль руч. Мустах, оказывается, есть старая дорога, по которой мы бодро топали и остановились в чудесном месте. Палатки стоят ровно, на возвышенности, рядом чистый ручей и дровишки. Всё складывалось великолепно. Гнуса было не очень много и частые но несильные порывы ветра позволяли есть с удовольствием и не доставать накомарник. На небе ни облачка, тепло.

Продолжили подниматься вверх по ручью, стараясь не терять дорогу. К обеду перевалили и увидели озеро Лебединое. По плану мы его должны были обойти и спускаться к нему не было необходимости. Но разглядев небольшую полоску песочка, все захотели отдохнуть именно тут. Тем более, непонятно насколько запланированное место стоянки лучше/хуже. Потратив немного времени на мой тупой манёвр в зарослях стланика (показалось сначала, что по камням у воды можно обойти озеро и мы напрасно спустились к берегу), группа вновь поднялась на террасу и спокойненько десантировалась на пляж. В озеро впадает несколько чистых источников, всюду раскидан плавник, неподалёку идеально ровные места для лагеря. Рыбка плещется, танцует, неведомые птички кричат незнакомые мелодии, кто-то из зверушек орёт или воет на противоположном берегу. Красота! Купание, ужин, поиски морошки – стандартная программа.

На третий день предстоял проход по долине руч. Восьмиозёрный. Тут я бывал, хоть и зимой, видел летние фотографии, потому чувствовал себя вполне комфортно. Приключений и чудес тут не ожидалось. Долинка красивая, проходится легко. Всюду вода и от жажды не помрёшь. Даже в такое пекло, которое нам посчастливилось застать. Мест для стоянки тоже хватает. Дров тут нет, как и ожидалось, поэтому в работу отправилась газовая горелка. Всегда считал хождение с цанговыми баллонами полнейшим жлобством, но они действительно легче и удобней в использовании – 1 баллон или чуть меньше уходил у нас на день. И носить их удобней, чем резьбовые (особенно, после использования – расплющил и кинул на дно ранца). Мы штук 6 взяли. 4 к горелке и ещё 2 на розжиг для резака в случае затяжных дождей.
Мысль была простой – подойти как можно ближе к началу подъёма на пик Билибина, чтобы выиграть время на спуск, который казался опасным и малопонятным. Забраться был вариант ещё выше, прям к полке, но место для стоянки показалось нам отличным и испытывать судьбу мы не стали. Немного опасаясь за продукты (на камнях паслось штук 10 пищух), мы отправились спать. Поднялись на час раньше обычного (классно, когда группа 4-6 человек и очень мобильная) и не спеша, стараясь соблюдать правила безопасности, в касочках, забрались на пик. Откопали тур, где нас ждала записка 2009 года выпуска от Москвича Андрея Ермакова. Упакована она была получше, чем игла у Кощея. В апрельском походе этот тур, разумеется, замело снегом, и откопать записку шансов не было.
Фото у памятной таблички и мы поспешили начать переход к месту спуска. Путь лежит по гребню, на котором куча Жандармов, кулуаров и прочих безрадостных моментов. Путь объективно опасен. Но все ребята справились. Справились бы быстрее, соображай я резче, – нужно было у девочек забрать рюкзаки ещё на старте, а не в последней трети гребня.
Расправившись с препятствием, мы увидели склон, ведущий к истокам руч. Правый Снежный. И завтрашний перевал. Я был в ужасе!
Хрен бы с ним со спуском – да, он очень длинный (особенно там, где я его наметил), круче, чем предполагалось, и состоит из средне-крупного курумника. Неприятно и долго, но дойдём.
Но перевал, который планировался как простой, был чудовищно крутым и, судя по всему, был покрыт мелкой осыпью. Как мы туда поднимемся – ХЗ. Стал переживать за завтрашний день. Думали, что есть вариант получше – возможно, через перевалы Пурга стоит идти. Но было плохо видно рельеф из-за мерзкого дыма, прилетевшего из Якутии.
А пока что, предстоял спуск и поиски места для ночёвки. Маршрут изменили и шли справа – к истоку ручья. Так казалось короче и более полого. Спуск был медленный и очень нудный. Никто никого не торопил, так как шли уже 11-й час и риск оступиться на курумнике был велик. Нудно, но без спешки, мы дошли до неплохого участка. Травка, ручеёк, барашек сверху бегает... Неплохо. Стоит снять ботинки, ополоснуться, поставить палатку и заварить какао, как появляется бодрость и жизнь налаживается.
С хорошим настроением мы отправились в завтрашний день. Подойдя к перевалу, стало непонятно где тот адский подъём, увиденный мной вчера. Он просто «лёг». Шли спокойно по травке у ручейков. Шли недолго, собирая ягодку. Незаметно перевалили и так же просто спустились в долину знаменитой р. Пурга. Справа нам открылся цирк, куда мы думали перевалить по запасному варианту. Да, видимость была посредственной, но и без этого было понятно, что нас ждал бы там карачун.
Проход по Пурге виделся мне поганеньким. Если в верховье реки было более-менее безлесно, то её средняя часть была полностью заросшей, а участок у устья – сплошное болото.
Но мы шустро перевалили, до зелёнки было далековато и мы двигались, особо не загружая голову мыслями, а что там впреди?!
Наперерез пробежал симпатичный олень. Жене даже удалось его качественно заснять.
Шлось легко и группа была расслабленной до невозможности. Кусты нам встретились на руч. Ломаный, но мы их как-то не очень замечали. Были моменты буреломные, но не сказать, что много. Гораздо более запомнился момент с попыткой идти по камням в русле. Издалека ребятам показалось, что там можно вполне себе с удовольствием передвигаться. И я, лошок, повёлся. Нас хватило минут на 5. Скользкие камни, глубина по колено, сильное течение – это для мазохистов. Где-то на Пурге я пробил свои ЭВА-сапоги. Причём, с рюкзака я их не снимал всю дорогу. Короче, это был 2-й и последний раз, когда я взял подобный рыбацкий экип с собой в поход. В мокрых ботинках ходить намного приятней и безопасней, чем в этом недоразумении.
Поздновато становилось, а скорость вокруг кустов и камней была так себе. Но вдалеке замаячил большой перекат на реке и мы в сумерках доковыляли до места. Место не очень – пришлось ровнять площадку, убирать крупные камушки. Не место для плановой днёвки, подумал я.
Утром стало понятно, что на гору Пилигрим мы не пойдём: стоим немного в отдалении от руч. Стремительный и небо затянуто густым дымом. К тому же, немного накопилась усталость за прошлые два дня. Увидев фотографии с устья Пурги, решили не выпендриваться и идти на Джека. По плану, ночёвки на озере не планировалось. Мы быстро, – часам к четырём добрели до золотого пляжика на р. Пурга, где нам повстречался дядечка-рыбачок, угостивший нас рыбой (я ещё на оз. Лебедином подумал, что снасти неплохо было бы брать уже, а удилище и на месте найти можно).
Жарко и хорошо на улице. Лейли быстренько разделала рыбу. Мы поужинали и разбрелись по домам, поскольку попытка заказать у Вовы с метеостанции немного алкоголя, не увенчалась успехом.

Проснувшись, стало ясно, что загорать и купаться группа сегодня не будет. Небо пуще прежнего затянула плотная пелена и днёвка получалась не такой волшебной. Но мы не унывали: собирали ягодку, стирались, приводили себя в порядок. К тому же, в обед приехал Вова и привёз нам заказ. На Пурге хорошо, но в солнечную погоду там особенно круто.

Отдохнули и утром двинулись через перевал Переходный или Студёный, который все именуют Жопа, почему-то. По-моему, глупо и не смешно нисколько. Поднялись траверсом и спокойно спустились по камням, обходя заросли стланика немного правее. Внизу увидали закладку каких-то туристов. Тут же появилось много вопросов у ребят – непонятно было с какой целью её оставили, кто это такие и куда группа направится потом. Ну и хрен бы с ней.
Погнали по руч. Неведомому. Погнали по отличной тропе, которая расположена по правому берегу. После тропа теряется в ручье, но, как нам показалось, нужно перейти на противоположный берег и она там вновь появится (так и есть, но появится ненадолго). Мы же пошли по берёзке и болоту. Воды было не много и прекрасно шлось в ботиках. Кому-то было проще двигаться по самому руслу.
Дойдя до озера и слияния с руч. Лев. Неведомый, нашли отличное место для лагеря. В старом русле валялось много плавника, ручей был рядом и вид должен был быть на долину с Пилой отличный.
На утро, к сожалению, туман был по колено. Прошёл дождь и смыл мерзкую дымку, но всё равно не видно ничего. Целый день мы тупили и страдали от безделья в полнейшем молоке. Был ещё шанс на завтрашний день, который мы могли использовать на радиальный выход к п. Абориген, но вечером связной сообщил, что скоро ожидается дождик. Переваливать в морось не очень хотелось, поэтому, утром мы собрали лагерь и были готовы двинуться к пер. Спортивный.
Не успев выйти, заметили подходящую снизу группу. Спустившись к ручью, выяснили, что это межрегиональная сборная ребят из Крыма, Владимира и Тольятти (что особенно странно, ведь только вчера именно про этот город мы что-то говорили у костра). Они идут категорию и маршрут у них весьма замысловатый – так никто из местных не ходит. Группа шустрая, как видно, 3 парня и девушка. Настроение у ребят бодрое. Пожелав им удачи (они сегодня собирались подняться на гору, всё-таки) и распрощавшись, мы побрели к перевалу. Пройдя метров 100 стало видно другую группу, которая спускалась из долины руч. Лев. Неведомый. Закладчики, подумали мы. Человек 8-10, большая команда. Все яркие, разодетые. Но навстречу к нам они не собирались, как стало понятно, и они решили обойти озеро с противоположной стороны, там где самые заросли стланика.
Продолжив подниматься и отойдя от озера немного, послышалась шум, вопли и стрельба. Смотрю в сторону – видны вспышки, дым и сигнальные огни. Закладчики, оказалось, напоролись в кустах на группу из Тольятти и, неразобравшись, давай палить из всех орудий. В общем, утро выдалось весьма весёлым. Забавная ситуация.
Долина руч. Неведомый тоже весьма живописная – есть несколько озёр с пляжиками, красивый цирк и пару мест под стоянки.
Немного не дойдя до кулуара, ведущего к нужному перевалу, мы приняли решение подниматься по, как казалось, более безопасному распадку. Путь, ведущим на пер. Спортивный я осмотрел и он показался мне опасней. И, вроде как, оба кулуара соединялись наверху, или же расстояние между ними было очень небольшим. Снизу это было не оценить, так как видимость была метров 20.
Полезли: склон крутой, но есть крупные камни и растёт травка. Чем выше, тем печальней: крутизна растёт, сыпухи становится больше, травка намокла и легко улетает из под ног. Мы в касочках, но опасно. Объективно опасно. На границе с альпинизмом мы медленно продвигаемся вверх. И вот, 1700 метров (высота Спортивного) – вершины не видно. 1750 – нет. 1800 – лезем дальше. Преодолев отметку в 1850 метров, Лейли повернулась назад и что-то прокричала. Затем, повернул голову и я. Вид был потрясающий. Пробравшись выше сумрака, перед собой мы увидели весь Большой Ангачаг, плавающий в море из облаков.Ощутив эмоциональный подъём, группа быстро взлетела наверх, скинула рюкзаки и достала фотоаппараты. Челленджер, Абориген, Фестивальный – всё было как на ладони, через Пилу, подобно водопаду, струились и падали облачные потоки. Ну, что сказать, вид на миллион. Ребята были счастливы. Такое редко увидишь.
И, разумеется, мой косяк с выбором пути подъёма в данном случае сыграл нам на руку – с пер. Спортивный, который на 200 метров ниже, мы бы ничего из этого не увидели. Долина Сибика была так же прекрасна. Спуск был пологий, простой и просматривался полностью. Переживать было уже не о чём.
Спустившись к озеру, мы разбили бивак на возвышенности с видом на пик Челленджер. Место для стоянки хорошее, даже есть немного дров и мусора (который мы без труда собрали и утащили с собой). Утром я с ребятами отправился в радиалку. Хотели забраться на гору Двуглавую и Стремления, но теми силами, которыми мы располагали, этого не сделать. Для Двуглавой нужно железо и верёвки, иначе есть неиллюзорный риск спуститься испорченным. А пик Стремления красив и страшен. Как туда попасть с наименьшими потерями, непонятно (через перевал у п. Челленджер, наверное). По гребню с Двуглавой идти не вариант – опасно и ужасно долго. Возможно, нужно лезть в какой-то из более-менее безопасных кулуаров справа, выходить на гребень и идти к вершине. Это тоже не совсем туристский маршрут. По крайне мере, не пешеходный и без снаряжения и подготовки там ловить нечего.
Погуляв, мы вернулись в лагерь. Чуть позже подошла группа Ольги Москвиной, которая остановилась озером ниже. Они ушли немного повыше, так как завтра по плану им нужно было перевалить через Спортивный. А нам предстоял страшный переход по тропе, длиной 3 км к нижнему озеру в долине Сибика.
Погода опять стала налаживаться: облака сдуло, солнышко стало припекать (после ночной грозы с мощным ветром, ещё бы их не унесло). Утренняя фотосессия, неторопливые сборы и прогулка до следующего бивака.
Наверное, в области это одно из самых прекрасных мест. Невероятный вид на долину, Челленджер и мощные пики Ангачага. Не верится, что тут нет дорог, эти места нетронуты недропользователями и какой-нибудь власть имущий не отгрохал тут себе дачу. Потрясающее место!
Жаль, что вторая половина похода получилась такой расслабленной. Не хватило нагрузки из-за погоды. А еды, наоборот, вдоволь. Где это видано, чтобы консервы оставались до самого последнего дня?!
В последний день мы добрались до биостанции с горем пополам. Нужно мне было вести ребят по намеченному ранее пути и получилось бы избежать забуривания в какие-то стрёмные места с карликовой берёзкой под 2 метра высотой. Дойдя до артели Басанского, мы вышли к водохранилищу. Воды там нет: либо набирать на кухне и попрошайничать, либо идти к ручью Олень. Сам Сибик этот известный в Магаданской области меценат и филантроп полностью завёл к себе на полигон и вместо ручья в Колымское водохранилище вытекает зелёно-коричневая параша.
Наверное, это самое вероятное место, где можно встретить медведя – рядом с артелью множество свалок и разбросанного мусора.
Утром нас забрали на лодочках и отвезли к ГЭС. Ехать часа 2 – 3. В зависимости от волны.
На посту УГМС нам посчастливилось ещё попасть на торт – у сотрудника была отвальная по случаю отпуска. На этой радостной ноте и закончилась наша поездка. Ночная поездка на автобусе добавила немного негатива, так как ехать было довольно мучительно. Было бы правильней закончить маршрут в обед и договориться на выброску часа в 4-5. Переночевали бы в посёлке и утром выехали в город. Говорить и советовать, когда всё известно, конечно, очень просто.

В общем, не без косяков, но первый мой поход в качестве проводника состоялся. Вроде, страшного ничего не было такого. Особенно, учитывая некоторые не разведанные участки. Спортивной группе этот путь дастся легко. Водить туристов без подготовки и опыта я бы тут не советовал, если нет желания их угробить.

PictographMine Altitude 2,567 ft

Бивак # 2 10.08.2021

Бивак # 3 11.08.2021

PictographMountain pass Altitude 6,295 ft

п. Билибина (п. Снежный 2292 м)

Бивак # 4 12.08.2021

PictographMountain pass Altitude 5,722 ft

пер. Ближний (1752 м)

Бивак # 5 13.08.2021

PictographLake Altitude 2,634 ft

оз. Джека Лондона

Photo ofБивак # 6, # 7 14.08.2021 – 15.08.2021 Photo ofБивак # 6, # 7 14.08.2021 – 15.08.2021 Photo ofБивак # 6, # 7 14.08.2021 – 15.08.2021

Бивак # 6, # 7 14.08.2021 – 15.08.2021

Photo ofБивак # 8, # 9 16.08.2021 – 17.08.2021 Photo ofБивак # 8, # 9 16.08.2021 – 17.08.2021 Photo ofБивак # 8, # 9 16.08.2021 – 17.08.2021

Бивак # 8, # 9 16.08.2021 – 17.08.2021

PictographMountain pass Altitude 6,070 ft

пер. Неспортивный

Photo ofБивак # 10, # 11 18.08.2021 – 19.08.2021 Photo ofБивак # 10, # 11 18.08.2021 – 19.08.2021 Photo ofБивак # 10, # 11 18.08.2021 – 19.08.2021

Бивак # 10, # 11 18.08.2021 – 19.08.2021

п. Бараний (п. Щит)

• Photo of Nikolay_Alex
    Nikolay_Alex Apr 16, 2022

Как раз группу из Тольятти в зарослях стланика не встретили, закладка была наша

• Photo of Puorsakov
    Puorsakov Apr 16, 2022

Да, нам рассказали, что каким-то чудом группы друг друга не увидели. :)