Зима: Нугуш-Куперля-Кургашлы-Дорога на Сумган-Нугуш

Photo ofЗима: Нугуш-Куперля-Кургашлы-Дорога на Сумган-Нугуш Photo ofЗима: Нугуш-Куперля-Кургашлы-Дорога на Сумган-Нугуш Photo ofЗима: Нугуш-Куперля-Кургашлы-Дорога на Сумган-Нугуш

January 8, 2021
January 2021

near Nugush, Башкортостан (Россия)

ВелоПВД «По льду Нугушского водохранилища».

19-20 декабря 2020

Сам маршрут был предложен директором НацПарка Башкирия Владимиром Кузнецовым. Он очень хотел увидеть зимних велосипедистов на Куперле и возле Сумгана. Также Владимиру Кузнецову отдельное спасибо за предоставленную возможность переночевать в инструкторском домике в Кургашлах и заранее затопленную печь.
Также спасибо Александру Окишеву, для которого это был первый велопоход.

День 1. Нугуш-Кургашлы-Купреля-Кургашлы
Приехали на авто к Визит-Центру Нац.Парка Башкирия, заплатили за вход, оставили машину на территории Визит-Центра и покатили к водохранилищу. Выехав на лед, мы покатили к устью реки Нугуш. Ехалось по разному. По следам снегохода ехалось плохо т.к. колеса прорезали уплотненный снегоходом снег. На это тратилось много энергии. Стало гораздо легче, когда вышли на след аэроглиссера. По широкой полосе почти без снега ехалось гораздо легче. Немного мешали ветер и снег, но целом все терпимо. Со льда была отчетливо видна дорога, проходящая по берегу. Но мы решили, что велотуризм, это когда едешь вдоль дороги, а не по ней. К тому же, эта дорога быстро кончилась.
Дальше наш путь пролегал по льду реки Нугуш. Помимо нас было много рыбаков. Встретили одного лыжника, и несколько мотоциклистов. В целом двигаться по льду наиболее удобно там, где меньше всего снега (как бы это банально ни звучало). По дороге умудрились свернуть вверх по р. Урюк, но вовремя развернулись и поехали в правильном направлении.
Доехали до Кургашлов, где нас ждал домик с затопленной печью. Оставили там рюкзаки и налегке двинули дальше вверх по течению до Куперли. Приятно порадовали железные лестницы в самых трудных местах на подъеме. Водопад стал очень доступным. Надеюсь, это не привлечет вандалов с краской и не отразится на количестве мусора. Фотографируем сам водопад, знаменитую Куперлинскую сосну и спускаемся обратно к велосипедам. Обратный путь до избы освещался потрясающим звездным небом. Кстати, если бы у нас были фэтбайки, то ехалось бы гораздо веселее. На стоковой резине местами ехали, а местами все-таки приходилось идти. Очень помогают погги на руль. При движении по льду очень советуем брать балаклавы и маски (или очки) для глаз.
В избе поужинали и легли спать.

День 2. Кургашлы - Дорога на Сумган - Нугуш
В этот день мы планировали выйти на дорогу, которая ведет к пещере Сумган. Известно, что по ней раз в несколько дней проезжают машины. Еще известно, что до нее около 10 км по дороге по которой ездили только частично.
По прогнозу в это утро должно было быть -30 с чем-то. Но нас это абсолютно не пугало потому что нам предстоял суровый подъем наверх. К счастью, незадолго до нас по дороге проехал УАЗик, и была видна колея, по которой можно было вести велосипед. Несмотря на это было принято решение «восходить» в два приема: отдельно затащить рюкзаки, отдельно - велосипеды. По дороге встретили много следов. К сожалению, не удалось определить чьих. Может быть волки или лисы.
Преодолев подъем мы вышли на большую поляну. Воздух заметно потеплел где-то до -25. Там след УАЗика сворачивал в сторону и дальше мы просто «рубились» по заснеженной целине. Отдыхали каждые 50 метров. Вскоре появилась еще одна колея, по которой катить велосипед было одно удовольствие. К сожалению, с окончанием большой поляны кончилась и колея. В лес мы вкатили велосипеды пробираясь через сугробы. На фото выглядит, что вроде снега не много. Но, поверьте, шлось очень тяжело.
На дорогу на Сумган мы смогли выйти только в 16-50. К сожалению, вместо ожидаемой раскатанной дороги нас ожидала колея, по которой ехать можно было только вниз… ну или по прямой и то – очень аккуратно. Малейшее движение колеса влево-вправо приводило к его «закусыванию» в сугробе. Поэтому было принято решение, что к Сумгану мы не успели и что надо ехать в Нугуш. По дороге увидели неверно установленный столбик, который утверждал, что до Сумгана осталось 3 километра. Разумеется, это – не так. В темноте вышли на асфальт. Там нас уже ждал инспектор, который увидел наше фото с фотоловушки. Приехал встречать «диковинного зверя». Через некоторое время приехал еще один. Нам пожелали счастливого пути и мы выдвинулись в Нугуш. В Нугуше наш путь пролегал через магазин. Дальше погрузка на авто и дорога домой.
Двухдневный ВелоПВД закончен. Еще раз хочется поблагодарить руководство Национального парка Башкирия за предоставленную возможность. Получается, что на фэтбайках более чем реально за день проехать Нугуш-Куперля-Нугуш.

Ссылки на Strava:

Более полный рассказ доступен в видео с точки по походу: https://www.youtube.com/watch?v=2AWgntKmrPY. Видео-съемка и монтаж: Алексей Клянин.