Photo ofПриполярный Урал. Лыжный поход 2 КС по маршруту: г. Инта – б. Желанное – г. Народная – пер. Кар-Кар – г. Манарага – ст. Кожым Photo ofПриполярный Урал. Лыжный поход 2 КС по маршруту: г. Инта – б. Желанное – г. Народная – пер. Кар-Кар – г. Манарага – ст. Кожым Photo ofПриполярный Урал. Лыжный поход 2 КС по маршруту: г. Инта – б. Желанное – г. Народная – пер. Кар-Кар – г. Манарага – ст. Кожым

one day 23 hours 22 minutes
12 days 39 minutes
March 22, 2021
March 2021

near Severnaya Naroda, Ханты-Мансийский АО (Россия)

Простите, кому что не понравится, но я Стрелец и правда у меня не держится, а вру я плохо.

День первый – 06.03.2021

Утром читал про восхождение Месснера на Эверест в 1980 году. И он и его девушка, все вели дневники. Я тоже решил попробовать. Блокнота под рукой нет, пользуюсь телефоном.
Путешествие началось очень комфортно: прекрасный поезд, удачное купе (весь день ехал один) и бутылочка вина. Было настолько хорошо, что не заглянул в ресторан, даже. Не похоже на меня. Проехали Вологду, Ухту, Печору. Несколько крупных известных речек. Северная железная дорога не сильно загружена. Уезжают люди с севера, как и у нас. Оказалось, что в вагоне едут ещё 2 участника, парень с девушкой. Странно, подумал я, зачем здесь девушка? Ожидал, что будет 1 или 2 инструктора и парней, человек шесть. Высаживаемся в Инте и идём на вокзал. Человек 20 участников. Девушек из них 4 или 5. Состав, в основном 35-40 лет. Я в шоке. Неужели столько любителей лыжного туризма?! :)

Пытаюсь оплатить участие, вперёд меня лезет какой-то чувак.
– «Фамилия», спрашивает инструктор.
– «Тарасов», отвечает наглец.
Культурой чувачок явно не изуродован.
Беру пакет с продуктами: шоколадки, куча сухофруктов и банка тушенки Берёзовского мясокомбината.
Нас ожидают 4 или 5 трэколов. Вот это класс, подумал я. Комфортно будет. Мы с одним участником сели в грузовую машину. Там лежали основные вещи и места оставалось на 3 человека. Едем с комфортом. Тепло, не душно, видно дорогу – красота!!!
Вспоминать про заброску на Северном Урале не хочется.
Предусмотрительно взял с собой еды и питья. Съел орешек со сгущёным молоком, прихваченными из поезда, и стало совсем хорошо. Едем часа два. За окном бескрайние поля с небольшими редкими деревцами. Около 20 градусов мороза. Водитель говорит, что отпустило – недавно было за сорок.
Гор не видно, сплошное молоко. Западное солнце светит в левый глаз, а про очки я и не подумал. Надеюсь, будет так же тепло весь поход и молоко на небе сдует. Едем дальше. Кажется, что приедем быстрее, чем написанные туроператором 10 часов. Часа 4 осталось, судя по карте.

Учёл ошибки предыдущего похода и загрузил подробные карты с метками. Дважды перепроверил всё и, вуаля, – работает! Всё чётко и удобно. Ещё утром в поезде заклеил пластырем Compeed (ничего лучше не придумали, а все аналоги работают несравненно хуже) обе пятки, сверху налепил тканевый, замотал фаланги на руке. Руки – моё проблемное место. Трескаются подушечки, теряют чувствительность, сохнет и рвётся кожа на сгибах, кровоточит. Посмотрим, поможет ли.
Проехали первый останец, заметенный снегом. Здоровый!

Внезапно у меня изжога. Странно, откуда?! Редко когда со мной такое.

Прошло 45 минут и деревья практически исчезли. Солнце перед лицом, значит едем на запад. Справа от дороги стоят трёхметровые самодельные вешки. Без движения сидеть зябко. Участника, сидящего рядом, изрядно мотыляет. Особенно, голову. Но это не мешает спать человеку. Лет 45 на вид, невысокого роста, волосатые уши, лысоват. Зачем ему это?! Не похож он на лыжника или туриста. Проехали кузов старого ЗИЛка. Очень старого. Спускаемся. Опять появляется растительность.
13:30 спустились к реке Кожим. Осталось меньше половины пути. На берегу стоит указатель нацпарка Югыд Ва. Сплавляются летом, говорит водитель, до одноимённой станции. Чем-то похожа природа на нашу. Только, сопок не видно. Представляю, что они утонули в молоке и скоро появятся.
Перекус. Сидим, едим с водилами в трёколе впятером. Весёлые мужики. Группа на улице жопу морозит. Пока стоим – водитель Андрей копается под капотом, меняет топливный насос. Задняя дверь в нашем автомобиле открыта – Кирилл пытается достать свой рюкзак. Замёрз, наверное. Красивые волосы у него, седые, льющиеся. Вытянутое худое лицо, лет сорок. Но, во взгляде испуг какой-то, что-ли. Будут с ним проблемы, кажется. Но, надеюсь, я ошибаюсь.
Всё. Закончили ремонт, тронулись.

14:40 продрал глаза. Отключился ненадолго, наверное. Справа появились первые сопочки.
Встретили мужика усатого на буране. О чём-то беседуют с водителем. Слева база «Сана-Вож». На карте не отмечена, а тут несколько капитальных строений, домики, собачки и трэкол на парковке. Проглядываются горы. Высокие, массивные по российским меркам. Красивые пупыри. Один из них похож на каменный стог сена. Фотографировать через стекло нет никакого смысла , а вылазить нет никакого желания.
Захотелось на Памир мне срочно. Вот там масштабы! Настоящие горы.
16:20 приехали. 6 часов в дороге.
Самая комфортная зимняя заброска! Попрощались с водителями, сделали абы-какие фотографии и стартовали через озеро Бальбаньо. Один переход и мы ставим лагерь. С дровами туго – лишь сухой и гнилой кустарник. Ужин готовим на горелках. По две на котёл. Всего четыре. Вася из Лесного дежурит. Лицо вытянутое, типичное уральское. Похож на боксёра. Гречка с мясом удалась, а чай с каким-то привкусом скверным. Тепло. Идёт снежок. По ощущению – минус 5. Термометр показывает минус 25. Выключаю фонарик, зажглись звёзды. Стоит немного только отойти от лагеря и такая красота! Небосвод уходит дугой. Чувствуешь себя в стеклянном подарочном шарике. Красота!
Народ обычный в группе. Встретил девушку, которая собиралась идти с нами на Дятлова – Наталью. Живём в палатке на 10 человек. Вторая палатка на 8. Комфортная, но наша новосибирская лучше. Будем дежурить. Посмотрим, как это будет получаться с такими-то дровами. Живём по Екатеринбургу. Москвичам хуже – вставать в 5 утра тяжко. Опять я у стенки. Завтра трудный день, говорят. 18 километров. Подпяточник бесит (его мне криво установили в сервисе Спортмастера и я до сих пор очень хочу убить того мастера). Нужно переставлять по приезду в Магадан.
Подняли на дежурство. Дежурим по 1/2 палатки. Час времени у каждого. Ботинки раскиданы, как обычно. Выйти нельзя – у выхода спит человек. Очень неудобно сделано. Снегирёвка капризничает, как обычно, много золы и дрова трухлявые плохо горят. Но печь греет, хоть и не сильно. Наверное, на улице очень тепло, так как я сплю у стенки и мне опять комфортно.

День второй – 07.03.2021

Утром прохладно. Дежурная девочка очевидно не справилась с печкой. Быстро одеваемся, вылазием. Ребята на вахте подсуетились: каша и чай уже готовы. Вполне сносно, если добавить туда изюм и гранолу. Выходим поздно, все копошатся бесконечное количество времени.
Пара, ночевавшая на улице, покидает нас. Женщине плохо. Было видно сразу, что люди проблемные, раз тащили с собой личную палатку. Антон (наш инструктор № 1) ушёл с ними на базу «Желанное».
Идём по долине. Красивая, широкая, тропёжки нет. Замечательно!
Пришла моя очередь таскать сани. Килограммов 20 весят. Не рассчитывал я на это. /:
На пятом или шестом переходе выясняется, что хохол Паша заныл и тоже сливается. Как и Оля. Девушка из Инты. Лет 25 или 45 ей. Не поймёшь. Жаль, что ушла. Выглядела сильной, но быстро сдалась.
Пришли к перевалу. Налево дорога к Народной, прямо – через перевал Кар-Кар. Завтра днёвка. Инструктор гонит нас вниз – помочь второму инструктору (Илье), так как он тащит сани и еду двух сбежавших человек. Ставим лагерь, солнце уходит. Всплывают звёзды. Поужинав, я выхожу чистить зубы. Вижу северное сияние. Впервые в жизни. Превосходно! Столько звёзд на небе редко увидишь. Подсвечиваются словно сверхмощными прожекторами. Пытаюсь заснуть. Прохладно, ноги никак не согреются.

День третий – 08.03.2021

Вечер. Легли спать. Вторая холодная ночёвка. Ноги подмерзают опять, хотя тепло. -30 будет, наверное. Или ниже. Сегодня ходили на г. Народная. Дошёл за 2 часа. Постоял на горе в одиночестве, посмотрел на прекрасные горы приполярного Урала. Красиво! И тихо: только ты и гора. Спустились минут за 20 на лыжах. Классный спуск! Посмотрели перевал Кар-кар. Простенький. Был вкусный ужин и первый раз я сушил спальник на солнце. Действительно сохнет и быстро: минут 30. Надеюсь, не сильно буду мёрзнуть. Завтра ночёвка обещает быть тёплой.

День четвёртый – 09.03.2021

Сегодня была ещё одна холодная ночёвка. Так себе. Вещи мокрые, замёрзшие, холодно. Спальный мешок намокает. Нужно бы прикупить спальник на -20 для таких морозов. От 30 до 40 градусов, судя по показаниям термометров.
На случай сильных холодов припасены брикеты топливные. 3 на растопку и потом 3 каждые 30-45 минут. Вечером помогает лечь спать, утром проснуться и собраться.
Ребята приготовили овсянку с изюмом. Вкусно! Особенно, если добавить 2-3 ложки мюсли (оставались у меня с собой ещё с Москвы). Двинулись в сторону перевала Кар-Кар. Вчера вечером ходили на него налегке. Очень простой подъём. Спуск по курумнику. 2 ступени по 150-250 метров. Дальше по долине. Появляется растительность. Места тут часто посещаемые – много чужих следов и буранок. Волокуши тащим вчетвером. Каждый идёт с ними переход. Спускаясь с перевала, задний их придерживал на верёвке. Не сказать, что сильно удобней, но немного легче.
Иду, получаю удовольствие. Палки пристегнул карабином к лямке, грею руки. Двигаюсь в своём размеренном темпе. Никого нет ни сзади, ни впереди. Любуюсь долиной и видом на г. Манарага. Красота!
Поставили лагерь быстро, но долго возились с дровами. Ужин на костре. Гречка с мясом и пару пряников. В тарелке оказался кусок мяса с половину банки тушёнки. Такое везение для меня большая редкость. Вкусно. Печь топится, внутри тепло. Но маловата Снегирёвка на палатку в 12 человек. Классно, когда плюс и можно просушить вещи.
Наташа лежит сбоку и храпит. Думаю: боже, куда же она лезет?! Звания, разряды. Эту двойку-то ей пройти с трудом. /:

Накрылся наш трэккер iRidium. Это моя карма, наверное. Не помню, чтобы в наших походах связь хотя бы раз нормально работала.
Вчера поморозил правую руку, когда до ветру ходил. Теперь, знакомые болезненные покалывания. Стараюсь эту руку высоко не поднимать, часто машу – разгоняю кровь (как выяснится, не зря я это делал – за пару дней симптомы обморожения прошли бесследно).
Лежу в спальнике. Засыпаю.

Пятый день прошёл в движении к приюту «Мнарага» по буранке. Шли недолго, нам везло с погодой – было тепло и солнечно, открылась г. Манарага. Пришли в приют и написать в дневник не получилось – внезапно образовалось очень много забот всяких.

День шестой – 11.03.2021

Тропили по лесу в горку – был у нас радиальный выход. Для многих это впервые. Не очень тяжело, так как спешить было некуда и старались не перегреваться. На гребне выяснилось, что под пухляком фирн и несколько подъёмов на пути для такой группы будут небезопасными. Поэтому, решено было забраться на пупырь чуть выше, перекусить и вернуться в хижину. С пупыря открылся вид на скальный гребень г. Манарага. На эту гору нужно смотреть снизу, конечно. Вблизи – это просто красивые скальные останцы.
Потеплело и погода испортилась. Горы затянуло, пошёл снег и группа покатила вниз. Под пухляком много камней и одним из них я порезал камус поперёк почти наполовину. Скользяк тоже сильно пострадал. Вообще, мне не очень нравится скользящая поверхность на этих новых лыжах Madshus Panorama. Мягкая, как пластилин. И мохеровый камус очень нежный, а быстро снять его возможности нет. Система крепления не такая классная как у Fischer и, тем более, Asnus. Вернулся в дом первым. Через минут 20 приехали Коля, Яна и Юрий. К тому моменту я уже заканчивал уплетать корейский бичпакет, который вожу с собой с самой Москвы. У Коли кольца развалились, а другие устали. Группа, как оказалось, поехала смотреть на порог (на реке который) неподалёку. Не понимаю какой толк от такого занятия зимой, когда река скована льдом и покрыта снегом. Вскоре все приехали и, как и ожидалось, не очень впечатлилась камнями на замёрзшей речке. :)
Я доволен – погулял, сэкономил силы и ничего интересного не пропустил. А силы мне очень нужны, так как я подпростыл. Задремал и проснулся от громких разговоров за столом. Ребята играют в игру 5-15-25. Нужно будет посмотреть правила. Очень задорная, судя по всему.
Разговорился с сторожем Васей. Если и есть во вселенной эталон как должен выглядеть сторож – то это вот он.
Основная работа у него, помимо вахты в домике, – ликвидация аварий по разливу ГСМ и консервация скважин. Он, кстати тоже говорит рУчей. Блин, ну что за произношение?! :)
Ищут второго дежурного. Не очень хочется им быть из-за болезни, хотя дежурить в домике одно удовольствие. Если попросят – без проблем, а нет – уступлю хорошее дежурство тому, кому тяжелее. Салфеток всё не хватает. Когда насморк – это, блин, реальная проблема. Нужно будет учитывать возможность соплей на будущее. И антисептические салфетки тоже не купил, балда. Иду на подсосе. Недалёк тот час, когда буду стыдливо попрошайничать. Завтра пойдём по долине р. Косью и, возможно, будем тропить целый день. Или же будет буранка. Вскрытие покажет.
Ребята возятся с лыжами у печи. Мажут скользяк, мажут камус. Кто-то ремонтируется. Люблю такую движуху, будто поход ещё не начался и идёт подготовка, а всё самое интересное впереди. У нас, к сожалению, всё самое красивое взаде.
Лёха, Вася и Андрей (который вечно полубухим кажется) подморозили ноги. Особенно у Васи плоховато дело: черноватые конечности. Он и Андрей остались в домике утром. У Лёши дела, видимо, лучше. Мои мороженые пальцы восстановились и не болят совсем. Вчера я шёл без палок, пристегнув их карабином к лямке рюкзака. Это очень удобно, когда не нужно спешить, догонять: руки свободны, они опущены и не мёрзнут. Я чувствовал как на правой, повреждённой холодом руке, капилляры в пальцах наливаются кровью. Приятное болезненное покалывание, ведь ты понимаешь, что это способствует регенерации тканей и скоро организм сам себя подлечит.
Ребята разговорились про лыжи, делятся опытом. У нас в команде просто солянка в плане снаряжения: две пары S-bound 89.
Одна на троссиках у Сергея. И, устанавливал ему крепления такой же криворукий мастер, как и мне, так как пятка ботинка у него вылезает за лыжу на 1,5-2 см.
Вторая, у Кирилла, на Hagan + камус. Он руководствовался идеей, что ему не потребуются специальные ботинки под них. Сомнительный аргумент, учитывая целый ворох минусов X-trace.
Две пары Sporten Expedition. На обоих стоит Magnum. У Коли, к тому же, полнотелый камус. Нормальный мужик, толковый. Редко в коммерческих группах таких встретишь. Это, наверное, мой последний платный поход. По крайней мере, в России. Не моё это.
Пишу и понимаю, что идея замотать сгибы на пальцах пластырем себя оправдала. Как и предварительное заклеивание пяток.
У инструктора Антона S-bound 88 с теми же Magnum и камусом.
Остальные идут на старых горных, бескидах разных годов выпуска, деревянных или на армейских лыжах. На троссиках или на каких-то пластиковых креплениях. Не жалуются, вроде.
Из наблюдений – у Коли есть бахилы фирмы Век, которые надеваются прямо поверх лыжных ботинок. Он их использует для утепления на биваке. Весят и стоят не много, вроде и подошва плотная, но всё равно это лишний вес. Думаю насчёт покупки. В принципе, если группа не бездельничает, замёрзнуть на улице при рубке дров или строительстве стенки сложно. Остальные процессы протекают в палатке.
Ужин готов. Какая-то рисовая бурда с тушенкой. Все счастливы. Ох, Глупцы – не знают они что можно приготовить в зимнем походе! Но все сидят за столом и активно истребляют кашу. Льют в неё майонез, аджику и шрирачу. Боже, какой комбикорм. Я ухмыляюсь. Моя порция остывает в миске, пока я лежу на кровати и печатаю. Не хочу за стол. Там тесно и я могу заразить кого-то. Будучи не таким гурманом, как остальные, я положил в этот рисовый компот, по обыкновению, горчицу. Андрей разглагольствует за столом на тему еды. Видимо, эта тема ему близка. Приятно осознавать, что у каждого человека есть какая-то хорошая особенность. Что не все они бесполезные мешки с костями.
Wi-Fi сегодня не будет. Вернее, он был, как оказалось, но я не успел отправить сообщение. Каша остывает, но нужно её съесть. Вместе с хлебом, который я тоже давно таскаю и брал исключительно для поездки в поезде.
Яна рассказывает что-то про насильников и Харви Ванштайна. Как раз для лыжного похода тема. :) Не понятно сколько лет этой Петербурженке. Выглядит как моя знакомая Регина Фе из Норвегии, только грудь и щёки сильно больше.

День седьмой – 12.03.2021

Тепло. Очень тепло. Не потому, что мы в приюте, а из-за переменившейся погоды. -18 на улице и идёт лёгкий снег.
Кашу испортили дежурные. Получился суп. Я это месиво есть не стал, перекусил кофе с маслом и печеньем. Неплохо. Остальные давятся и ни у кого нет смелости сказать правду в глаза: вы, блин, криворукие придурки, даже кашу сварить не можете. Странно, что все молчат. Особенно после того, как дежурный заявил голосом доброй бабули, что кашу нужно доесть всю, улыбаясь при этом как педофил. Все завтракают молча. Дурной знак для повара.
На скорость утренних сборов домик никак не повлиял. Слоупоки остаются слоупоками. 2 часа! Я искренне не понимаю чем можно заниматься 2 часа: складывать рюкзак или чистить зубы или, может, одеваться? Очень это странно.
Добрый день вышел. 8 переходов с тропёжкой, промоинами, теплой, комфотной температурой.
Всё замечательно. Волокуши облегчились и не напрягают. Как и рюкзаки. Намедни пересмотрели продуктовую раскладку и перераспределили вес, из-за чего моя доля облегчилась вдвое. Иду, кайфую. Виды чумовые! Манарага – такая гора, что с какой стороны не посмотри, она прекрасна. Красивая! Я впечатлён. В голову лезут мысли о траверсе её гребня. Уже прокладываю маршруты. Смешно. Не то, чтобы это нереально сложно, но сильно далеко от Магадана и собрать даже маленькую группу будет очень трудно.
Тропим. Уже хорошо видно кто этого делать не хочет и сочкует.
Пришли. 18 километров – вполне неплохо для такой вялой группы.
Быстро поставились, напилили дров и натопили. Я дежурю. Варим компот. Все подтягиваются к костру и ждут пока он настоится. Готово! Все сыты, все довольны. В палатке очень тепло. Конечно, эта система с печкой и палаткой – до -25 максимум. Сейчас около -20 и вполне тепло. Как дома. Уже почти 23:00. Дописываю и бужу первого дежурного по печке. Мне предстоит долгая и, судя по всему, тёплая ночь до самого утра. Подъём не ранний – в 06:00. Сварим кашу, чай и всё на этом. Обеды у нас не горячие – нужно лишь порезать продукты и раздать голодающим.
Всё. Улёгся в спальник. На этот раз ногами к печке. У нас спят все кто как думает. Нет чёткого понимания. После прошлой ночи мне надоела практика «ногами на улицу» в моей половине палатки и я сменил позицию. Эта ночь мало что покажет, так как и так жарко, но всё же. Печь работает в экономном режиме. И дрова отличные. Всегда бы так.
Редко сушу обувь, но сегодня несколько раз мочил ноги с лыжами, так как шёл первым и попадал в проталины, потому ботинки пришлось подвесить.

Ещё на четвёртый день передняя стропа у обоих бахил ожидаемо порвалась и я её отрезал. Перед походом решил приклеить на супер клей носки ботинок к бахиле. Отличный эксперимент. Носок не задирается, под него не набивается снег и от стропы мало что зависит.
Печка трещит, дежурный заступил и, надеюсь, не затупит. Очень у него жалкий и растерянный вид. Постоянно ходит будто напуганный чем-то – в глазах у чувачка дикий ужас.
Бля. Задымил всю палатку. Как же сложно некоторым делать простые вещи. И это удивляюсь я – человек крайне боязливый и с очень кривыми руками.
Накрутил фонарь на левую руку, ложусь спать.

День восьмой ...13-е, конечно, – моё число.
День был великолепным! Разбудил меня Илья (второй инструктор) в комфортные 06:00. Ночь была тёплой, печь справлялась и спал я лучше чем дома. Костёр за ночь не погас и мы быстро сварили пшённую кашу с сухим молоком, изюмом и маслом, вскипятили воды на чай и подогрели остатки вчерашнего компота. Под боком течёт река Косью из которой мы брали воду для дежурства. Получилось вкусно и шустро. Все довольны!
Собрались и стартовали в 09:10, что для этой команды просто подвиг! Добрые 8 переходов и мы на месте – недалеко от хребта «Заячьи горы» по которому планируется выход на ст. Кожим. Первоначально был заложен выход на ст. Косью, но это 40 км унылого передвижения по тундре, от которого хочется отказаться. Тропили совсем ничего, передвигались быстро. Каждые 40 минут привал и отдых на солнышке. Я разделся и иду в одном термобелье. Маска лучше сидит на лице, чем очки. Нужно от них отказаться и не брать больше.
Иногда везу сани-волокуши, но их облегчили и тащить не сложно. Насморк почти пришёл, чувствую себя хорошо. Несколько дней назад простыл, но антибиотики и отдых в приюте помогли быстро справиться с микробом.
Единственное препятствие сегодня – обход полыньи по воде и просушка лыж. Камус высох быстро.
Поставили бивак и затопились быстро. Не холодно. Минус 15, наверное. Ужин был вкусным. Надеюсь, и с кашей ребята не подкачают.
Лежу, слушаю музыку и пишу дневник. Между бёдрами бутылка с кипятком. Мне хорошо. Глаза закрываются, а скоро моя дежурная смена в 23:00.
Чудесно, в общем. Еда и батарейки есть. Вещи все сухие. Повреждений не много. Пальцы не болят, мозоли не беспокоят. Всё идёт по плану. Салфеток, только, мало.
Помимо костровых верхонок нужны обязательно костровые перчатки! Иначе есть риск убить ходовые. И для налобного фонарика сменную батарею для быстрого восстановления работоспособности неплохо бы заиметь. Ребята уже ведут разговоры про магазины. Странно, ведь едим мы вдоволь. Засыпаю. Но скоро Наташа меня будет будить. Заявила вечером, что нужно что-то ей другое искать, т. к. Лыжные походы не её. Надеюсь, она так и сделает. Отключаюсь…
Дежурю. Наташа меня подняла, я у печи. Сморю как она возится с какими-то гигиеническими процедурами. Каждое движение этого человека вызывает у меня ненависть! Ну почему я такой злобный и до всего мне есть дело? Подкидываю не часто – парник в палатке никому не нужен. Нужно выпить немного изотоника. В горле пересохло. Вообще, в этом походе с жидкостью хорошо. Бегаю в туалет каждый переход или два.
Все тихо похрапывают. Надеюсь, им снятся хорошие сны и ноги не мёрзнут.
Палатка бочка – не предназначена для печи. Полукруглые стенки ужасны. Они постоянно соприкасаются с телом и холодят. Сидеть или спать невозможно. Отвратительная конструкция.

Мысли по одежде: если гамаши Бергхаус влезут в крепления Voile, то заказать их тёплую версию. И придумать термошорты какие-то для утепления 2-м слоем ног.
Клей на ботинках долго держал гамаши, но оторвался на 8-й день похода. Или нужно клеить лучше, или брать тюбик клея с собой (клеить в походе не лучшая затея, поэтому, нужно сделать как надо сразу до выхода).

А, ну всё. 24000 знаков. Дальше по дням распишу в комментариях к фотографиям и отметкам на маршруте. Следующий бивак – # 8.

Бивак # 1

PictographWilderness hut Altitude 2,239 ft

Хижина

Какие-то бичёвские постройки охотников или егерей или коммерсантов.

Бивак # 2, 3

Перемычка

Налево – вершина, направо – красиво, по центру, разумеется, крест православный. В такие моменты хочется навтыкать рядышком из вредности кучу полумесяцев, статуй будды и прочей чуши. Почему люди должны смотреть на религиозные символы, когда хотят наслаждаться природой, непонятно.

г. Народная (1895 м)

Высшая точка Уральских гор. Ударение на первую «А». На вершине, как и полагается популярному месту, куча всякого говна в виде табличек, надписей, флажков и прочей мути.

PictographMountain pass Altitude 3,952 ft

пер. Кар-Кар

Перевал очень простой, имеет две ступени с пускаться по нему может быть неудобно только с санями. Иногда можно чиркать лыжами по камням на скорости. Если у вас камус – можно его потратить.

Бивак # 4

PictographMountain hut Altitude 1,458 ft

Приют туристов «Манарага»

Шикарный приют с видом на г. Манарага. По вечерам, когда работает ДЭС, есть возможность подзарядиться. Ненадолго включают Wi-Fi и можно успеть отправить несколько сообщений родным.

Радиальный выход к г. Манарага

С погодой не повезло, куда хотели не сходили из-за зафирнованного склона.

Не менее хороша, чем тот попсовый вид из долины реки.

Бивак # 5

Бивак # 6

PictographWilderness hut Altitude 742 ft

Дом и баня

Хорошие постройки. Дрова были заготовлены, всё чисто. Было бы нас меньше и было бы время, остались бы на ночь. Человек на 6-8 рассчитан.

Бивак # 7

День девятый – 14.03.2021 (масленица) Трудный день. Проснулись вовремя, спать было тепло и уютно. Погода переменилась, небо затянуло одеялом и шёл лёгкий снег. Овсяная каша с изюмом, кофе и в путь. Тропить тяжелее – снега насыпало. И температура тяжелее – всего -5, отчего всё сыреет. Тяжко идти. Жаль было выбрасывать кашу и я, по обыкновению, пытался доесть остатки. Не подрасчитал силы. Налетели на полынью. Камус мокрый, сушим как можем и тропим дальше вдоль левого берега р. Косью. Дошли до какого-то притока. На берегу реки на м встретились несколько построек: дом, баня и навес. Баня шикарная, просторная, с хорошей печкой. Дом чист. Внутри печь и около восьми шконок. Инструмент есть: топор, пила. Аккуратный хозяин, видимо. От этой базы пошли траверсом к ложбинке между Заячьих гор. Печь жарит правую руку, писать тяжко. Я опять дежурю свой час с 00:00. Пытаюсь вспомнить сегодняшний день. Тропить по лесу трудно. Приходится снимать рюкзак и челночить. С волокушами так же непросто. Они шире прохода, остающегося за группой, и все три сильно отличаются по весу. Увалень Андрей ничего не может и еле плетётся. Какой-то он немощный. Антон с Васей нашли оленью тропу, идущую в попутном северно-западном направлении. По ней идти проще, вроде как, но на практике колодка попадает между бугров, остающихся от копыт и получается отдача у лыжи. Неудобно это. Остановились на подъёме для обеденного перекуса. Заварил суп Knorr. С ним есть колбасу приятнее. А сыр отлично подходит к кофе. Лучше, чем просто с чаем грызть куски пайка. Начался спуск. Опять траверсируем и продвигаемся между гор. Около 18:00 ищем полянку с сушинами для стоянки. Собираем, ставимся, пилим дрова, ужинаем. Разваренный рис с пеммиканом и специями получается очень вкусным. Скорее, рисовая каша. Из ремнабора мне выдают несколько тюбиков супер-клея для ремонта бахил. Носки нужно приклеить к ботинку, чтобы они держались на нём, не набивались снегом и нормально закрывались крепления. Утром займусь ремонтом. Тяжело сегодня было. Тропить нужно ещё учиться. Не могу найти оптимальный режим. Или скорость низкая и тебе в жопу дышат или ускоряешься, но быстро намокаешь и мёрзнешь. Дежурство медленно подходит к концу. Одежда высохла и завтра будет опять пригодной к использованию. Идёт снег, оседает и скатывается с палатки. Даже не думает прекращаться, чёрт бы его побрал. Лиственница в печи стреляет, как обычно. Будто, я дома. Родные дрова. :) Ох и натопил! Но, теперь, по углам тепло, надеюсь. Группа разделилась на слабых и сильных, как обычно. Уже и не злят жалкие попытки нытиков оправдаться за отказ от помощи команде в прокладывании лыжни. Всё дерьмо, все слабые стороны сразу выплывают наружу в походе. Палатки стоят близко друг к другу. Слышен храп соседей. В нашей палатке тихо. Андрей, по обыкновению, растёкся и занимает добрую четверть от полезного объёма. Удивительный человек. Чуть что, сразу валится с ног и лежит на боку как тюлень. И плевать на всех — ему удобно. Бедный. Но никого не парит, что он обуза, слабый и тормозит всю команду. Странно, ведь за поход все платили одинаковую цену. Дрова прогорают, полегче сидится. Подкину ещё перед самой сменой. Надеюсь, завтра дойдём до г. Исток. Ну или что там на карте этим словом подписано. А послезавтра преодолеем горы и выйдем на Кожимский тракт, где должна быть буранка. Не позднее. Не хочется выходить в день отъезда 25 км до станции. Лучше спокойно подойти к обеду в город, сделать нудные дела и вечером спокойно сесть на поезд. Наверное, всё на сегодня. Больше добавить нечего, только немного дров в топку.

День десятый – 15.03.2021 Близится к концу мой поход, только до ж/д станции ещё внушительные 35 км. На 3 дня это смешно, конечно, но начавшееся потепление внесло серьёзные коррективы в намеченные планы. Снега много, от тяжёлый и липкий. Температура чуть ниже ноля. Ещё немного теплей и у нас начнутся серьёзные проблемы. Пока успеваем, вроде. Сижу в позе лотоса у печи и, как обычно, делаю заметки. Неплохой был день. Обычный ходовой, трудовой. С утра шли по долине между мелких сопочек. Дул сильный ветер в спину и не давал нам передохнуть. В долине наст и передвижение было на редкость шустрым. Ещё утром планы поменялись и мы не идём на ж/д станцию Кожим. Идём на станцию Косью. До неё ближе. Поэтому, мы свалились в распадок и плавно, по пояс в снегу, спустились к речушке. Пообедав, пошли вдоль неё до пяти часов, челноча по 2 человека. Оттого наш километраж немного больше, чем в действительности. В принципе, скидывать рюкзак, а потом за ним возвращаться, не трудно и оправдано при глубине снега от колена и выше. Намного быстрее продвигаешься, экономишь силы и не перегреваешься. Нужно будет взять эту тактику на вооружение. На некоторых участников просто жалко смотреть, настолько им некомфортно, настолько они вымотаны. Не понимаю я таких. Сказано же: поход 2-й категории сложности, для подготовленных участников. Зачем вам это всё? Туроператору плевать кого брать, страдать же не им, а инструкторам и остальным участникам команды. Нет. Коммерческий туризм не для меня! В России – так точно. Палатку слегка порвало, но не критично. Дырку закрывает поленница. Подкинул несколько дровишек. Печь зашумела. По сильному треску понятно, что это листвянка. Тепло, уютно. Только ноги затекли. Мужики в соседней палатке разглагольствуют и никак не заткнутся. Хотя, время не позднее. Пусть болтают. Скоро со всеми распрощаюсь и не увижу никогда, наверное. Некоторых, к счастью. :) А с некоторыми, возможно, ещё увижусь. Руководителя планируют забросить в район оз. Джека Лондона этим летом в июле. Может, встречусь. Палатка ужасная. К печи не пройти – нужно непременно на кого-то наступить. Выйти тоже никак. И так места мало, так ещё некоторые постоянно разбрасывают свою посуду. Вот зачем хранить её у печи? Остался час дежурства. Послушаю музыку...

Бивак # 10

День одиннадцатый — 16.03.2021 Тяжёлый день. Очень тяжёлый! Началось всё как обычно: сборы, завтрак, тропёжка. Но ещё до обеда мне начало не хватать сил. Не восстанавливался я за ночь. Может, потому что не отдыхали группой, может потому что возвращался за рюкзаком и не отдыхал я сам, – не знаю. Но я сильно умотал себя в первой половине дня. Обед не помог. Он короткий и преследует лишь одну цель: нарезать продукты и всем раздать. О полноценном отдыхе и речи нет. Тропим по двое без рюкзаков. Тяжело. Если мне трудно, то остальным, наверное, совсем невмоготу. Ребята останавливаются где придётся. Всё-таки, тактика с переходами по 40 минут и 5/10 - минутным отдыхом мне нравится больше. Вроде, отдыхать не нужно и ты сидишь со всеми за компанию, но эти 5 минут скажутся ещё как на общем самочувствии за день. Я, даже, прилёг на рюкзак в один из моментов возвращения за ним. Минуты на 3, но чувство вины до сих пор гложет. Будто, моё присутствие что-то бы радикально изменило. Вместо этого я лежал на рюкзаке, смотрел на меняющееся свинцовое небо и ловил лицом мелкие снежинки. 18:00, ставимся. Место не очень хорошее: воды нет, места под палатки мало. Палатка, ко всему прочему, порвалась в двух местах. Отвратительное качество. Палатка ВЕК Байкал 12. Хотя, тут 10 влезают с трудом. Отвратительная конструкция. Только если на холодную ночевать. Поставились кое-как, заснули. Я опять дежурю первый. Как-то это неправильно. Меняться нужно. Сижу, слежу за печкой. Странные дрова – вроде, горят, но как-то жара нет. Немного захмелевший после лесоповала – Антон принёс немного настоечки. Всего пару глотков нужно, чтобы после такого дня сложного опьянеть. Вверху сушатся грязные носки. Даже не хочется представлять как они пахнут на самом деле. Предпоследнее дежурство даётся непросто. Хочется спать. Даже умыться и почистить зубы не могу: закончилась паста и салфетки. Можно умыться снегом, но вылазить из палатки не хочется. Но придётся. Люблю спать свежим. Насколько это возможно, конечно. Температура чуть ниже ноля. Подстава страшная. При холодных ночёвках было от 30 до 40 градусов мороза, а сейчас, мокрый снег по колено и жара. Идёшь мокрый и не согреться. Трудный день. Многие идут на автопилоте. Нам приходится тропить. Проходим от 10 до 12 км. По такому снегу и по лесу это приемлемо. Завтра столько же и, наверное, в Инту к утру я не поспею. Электричка утренняя, а мы будем километров за 5 до станции 18-го марта. Жаль, конечно. Куда-то задел провод от телефона и севший пауэр-банк. Провод волнует больше, т. к. в походе могу подзарядиться, а в поезде нет. Надеюсь, утром они найдутся. Осталось 20 минут и пойду спать.

PictographWilderness hut Altitude 211 ft

Домики на р. Изью

День предпоследний – 17.03.2021 Ещё один трудный день. Вылез из палатки – небо затянуто, идёт снег крупными хлопьями. Тепло! Только промокнуть нам не хватало. Утром шёл в небольшой подъём и было мне тяжело. Как не в своём теле. Рюкзак давит на центр спины и тело ноет. Причины не могу понять – он совсем лёгкий. Скорее всего, мы себя загнали за предыдущие несколько дней и организму за ночь не удалось восстановиться. Нужна днёвка. На втором переходе силы появились и я воспрял духом. Но обед всё подпортил. Тропить по лесу – ужасно! Идти в мокром – ужасно! Опять потерял электронику – не могу найти адаптер. Что же за напасть-то такая?!? Всё на своих местах храню, вроде. Крайне неудобная палатка. Ни собраться нормально, ни подежурить, ни выйти. После обеда распогодилось и, казалось, дольше будет стабильная, солнечная погода. Даже заряд града был, что свидетельствует о резком похолодании, но хуйтатам. Утром опять идёт снежная крупа, неба не видно. Мерзость. Уже утро, но желания что-то писать нет. Надеюсь, в поезде вспомню и восполню пробелы. Сейчас хочу просто полежать.

PictographTrain stop Altitude 262 ft

Косью

Последний день – 18.03.2021 Всё как обычно. Спалось тепло и уютно. Я проснулся последним на дежурство впервые за поход. Подкинул сосновых дровишек, потихоньку оделся и собрал вещи. Снаружи снова проклятый снег валится с неба, тепло. Завтрак пшенной кашей, 2 печеньки, кусочек масла к чаю и в путь. Вчера я протропил совсем немного, около 1-1,5 км за 1:30. Но это нам помогло всё равно. Очень тягостное продвижение – проваливаемся до колена, снег тяжёлый, мокрый. По лесу тропить особенно неприятно – на шее компас и каждые 100 шагов корректирую азимут. Ничего не видно, прямых участков почти нет и наметённые сугробы особенно портят жизнь. Тропим. Первые двое без рюкзаков. Плотность снега такова, что он не держит, но под весом лыжника проваливается не сразу и его приходится пробивать ногой, тратя лишние силы. Очень сложное тропление. 1-1,5 км в час выходит и не быстрее. К часу дня вышли на р. Косью, пообедали, а далее, продолжили движение по руслу. Вышли к 15:00 у хижин браконьеров, неподалёку от п. Косью. Нашли свежую буранку. Ребята отправились на поиски магазина, а мы готовили яму, костёр и кипяток. Вернулись с спиртным, пачкой макарон и пшеничной крупы (которую я везу с собой). Оставшийся сыр я порезал на мелкие кусочки и, отварив макароны, засыпал его туда. В котле оставалось немного воды и получились классические mac & cheese. Очень вкусно! Шикарно, прям. К 18:00 пришли на станцию, где есть комната ожидания. Похожа на раздевалку в какой-нибудь лыжной секции. Несколько лавочек, стол, батарея. Вполне комфортно. Будто, специально для лыжников делали. В 20:00 подошла электричка. Представляет из себя паровоз с одним очень современным плацкартным вагоном. Странная электричка. Билет стоит 252 рубля. Можно купить на месте. Туалет есть, причём, невероятно чистый. Кипяток также доступен и можно пополнить термосы. По приезду на ст. Инта я сразу засобирался в душ. Стоимость как в поезде, но намного комфортней. С полотенцами у них пока напряжённо и приходится пользоваться своим. Посетив магазин напротив, я взял в дорогу немного печенья, сыра и бутылку красного вина. Надеюсь, обратный путь будет столь же приятным, как и путешествие сюда. За окном ещё лежит снег, но уже скоро поезд увезёт меня обратно в весну. Приятные ощущения.