Photo ofКолымское нагорье. Лыжный поход 4 КС по маршруту: пер. Дядя Ваня – г. Бол. Мандычан – оз. Джека Лондона – пик Билибина Photo ofКолымское нагорье. Лыжный поход 4 КС по маршруту: пер. Дядя Ваня – г. Бол. Мандычан – оз. Джека Лондона – пик Билибина Photo ofКолымское нагорье. Лыжный поход 4 КС по маршруту: пер. Дядя Ваня – г. Бол. Мандычан – оз. Джека Лондона – пик Билибина

2 days 22 hours 3 minutes
14 days 8 hours 59 minutes
April 9, 2021
April 2021

near Sinegor'ye, Магаданская область (Россия)

Решил о походе не рассказывать, а прикрепить к каждой точке записки из дневника на тот день. Может, кому-то интересно будет.

Нитка похода, разумеется, не вся влезла в титул. План был посетить два горных района Магаданской области, связав их переходом через Колымское водохранилище. Группа межрегиональная (4 участника из г. Санкт-Петербург и 6 персонажей из г. Магадан). Итак, нитка: п. Синегорье – пер. Дядя Ваня – г. Бол. Мандычан – оз. Джека Лондона – пер. Падающих Льдинок – оз. Лебединое – пик Билибина – ФАД Р-504 «Якутск-Магадан (Колыма)». Огромное спасибо хотел сказать нашему руководителю Бекетову Константину и остальным приезжим ребятам!
Мысли в дневнике иногда не очень. Даже скверные и могут кого-то обидеть. Читайте на свой страх и риск. :)

PictographRiver Altitude 1,152 ft

р. Колыма

г. Монах

Просто гора. Одна из последних заметных вершин при сплаве по р. Бахапча.

Бивак # 1

День первый – 24.03.2021 Отличный старт! Позавтракав утром, в 08:00 вышли из подъезда и двинулись в сторону моста через р. Колыма. Выход из посёлка Синегорье длинный – около 7 км. До руч. Алмазный старателями Магаданского филантропа Александра Басанского (как оказалось, это не его артель, но работнички там, судя по всему, ничуть не лучше) пробита дорога. Варвары и свиньи, конечно. Столько мусора и изуродованных деревьев – печальное зрелище. Но благодаря этой дороге, мы прошли 31 км и разбили бивак неподалёку от устья р. Дядя Ваня. Поставили новую палатку на 10 человек. Шатёр Тикси производства фирмы ВЕК. Шатёр двуслойный, большой, имеет 2 входа. Наша печь (конструкции Снегирёва – титановая, увеличенного объёма и с нишей под котлы) справляется на отлично и внутри уютно и тепло. Как дома. В этот раз я взял домашние брюки и футболку для сна. Очень комфортно себя чувствую. Ребята моются в снегу. Я пока пользуюсь влажными антибактериальными салфетками. Невероятно удобен общий фонарь в палатке (рассеивающий свет чехол Petzl). Думал, что это лажей окажется, но нет – обязательно его куплю. Завтра пойдём по р. Дядя Ваня и нужно будет тропить. Посмотрим, каково там. Раскладка нормальная и пока радует, всего хватает. Благодаря волокушам рюкзаки гораздо легче. Егор помог приклеить бахилы к носкам ботинок и, надеюсь, так будет удобней и теплее.

PictographRiver Altitude 1,325 ft

р. Дядя Ваня

Бивак # 2

25.03.2021 – Второй день Жизнь хороша! :) Прекрасный был день. Тяжёлый, но тем не менее, великолепный. Единственное, что не радует – моя плохая физическая форма. Или общая усталость сказывается. Не знаю. В общем, мне тяжеловато, а в остальном – полный порядок. Группа получилась добрая, слаженная. Люди интересные, есть кого послушать. Много полезной информации, полезных знакомств. Уже 22:10 я в спальнике. Между ног горячая бутылка с изотоником. Хотя, в палатке и без неё весьма уютно. Места всем хватает, вещи не мешают, дежурить удобно. А с новой снегирёвской печкой, это одно удовольствие. Ребята оценили по достоинству нашу покупку. Завтра наша с Тюбиком очередь заступать в наряд по кухне и это нисколько не напрягает, когда такие условия. Прошли маловато за день. На р. Дядя Ваня снега больше чем ожидалось. Пришлось тропить в обед и вечером на биваке. Ребята молодцы – прошли 2,5 км на завтра . Это много, учитывая условия. Сегодня первые двое тропили без рюкзаков и без отдыха. Тяжело. Тяжело догонять потом группу с рюкзаком и санями. Мне постоянно кажется, что я самый слабый и бесполезный член команды. И не только в этом походе. По-моему, всю жизнь такие ощущения преследуют. /: Кажется, что я недорабатываю и халтурю, что на меня все смотрят предосудительно. Сегодня до обеда было «молоко» на небе. Лишь к обеду показались горы. Мощные. После обеденного перекуса с борщом солнышко стало припекать. Встали на бивак в 18:00. Серёга приготовил макароны. Получилось отлично. Атик развёл спирт, Тюбик мгновенно захрапел. Мощно. :) И мне уже пора – глаза закрываются. Завтра будет тяжёлый день. Впереди весь поход и столько интересного! Иногда хочется домой, на работу. Хочется обыденности. Но к концу маршрута это желание уйдёт. Я знаю.

Бивак # 3

Третий день – 26.03.2021 Сижу на пеньке у печи, дежурю. Вспоминаю вчерашнее. Хороший день, как надо. Солнечный, с тропёжкой и полноценным долгим обедом. Хоть и не варили ничего, но полноценно отдохнули. Я даже поспал. Нужно приучать себя часть обеда забирать с собой на ужин. Так удобнее, проще начинать идти после еды и ужин сытнее. Прошли около двадцати км за день – помогли большие наледные поля. На биваке нас с Атиком отправили тропить дольше, освободив от лагерных работ. Прошли ещё 4 км. Вроде, тропить не сложно и думать не надо, но ставить лагерь проще и остаётся больше времени на отдых. И этим нельзя пренебрегать. Иначе, можно загнать организм. Атик очень жалуется на раскладку. Особенно, на присутствие картофельного пюре от которого сытости никакой. Ожидаемо, что ребята голодают и недовольны. Но меня никто не поддержал на обсуждении и обязанность завхоза я с себя снял, о чём не жалею. Тем более, у меня февральский поход был на носу. А ребята пусть походят на голодную и подумают хорошо в следующий раз. Раскладку Саша публиковала, тем более, и никто ей вопросы не задал. Значит, всё устраивало. Термосы всем заправил, мой час кончается. Воды хватает, по-моему. Сегодня сплю в дальнем углу: не очень комфортно. Всё-таки нужен тёплый спальник Маммут или что-то типа того. Да, он дорогой, объёмный и тяжёлый, но в нём, думаю, гарантированно можно спать в - 25 без печи. Или покупать пуховый вкладыш в свой спальник. Но не хочется с этим возиться. Набрал горячей воды в бутылку, кинул в мешок – пусть нагревается, заснуть будет проще. Пойду будить Сюзанну.

Путь к пер. Дядя Ваня

Чумовые скалы!

PictographMountain pass Altitude 4,813 ft

пер. Дядя Ваня

Нацепили кошки, пошли «в лоб». Вниз полетел снег, треснула доска под нами. Но мы тихо, аккуратно, друг за другом без проблем вылезли на перевал. Разумеется, лавинное оборудование включено, щупы и лопаты на готове.

Бивак # 4

27.03.2021 – четвёртый день День ужасно-прекрасный. Начался он как обычно: к 07:00 на завтрак готовы паста с сыром, кофе и карманное питание. Дальше сборы и выход в 09:00. Идём 4 км по протропленой с вечера лыжне. Дальше тропёжки почти нет и к 13:00 мы выходим к перевальному подъёму. Ребята хотели бы пойти слева у камней траверсом. Константин пошёл «в лоб». Первый вариант безопасней, вроде как, но мы надели кошки и полезли. Первым шёл Костя, потом Тюбик, я, Паша и остальные. В середине рыхлый снег и скалы заставили сбавить темп, а просевший склон с трещинами вынудил идти по-одному. Датчики были включены, проверены и «доска» не вызывала опасений. Вылезли на перевал в 13:45, пообедали и покатили вниз. Шикарный спуск лишь изредка омрачён участками с застругами. И, разумеется, сани. Нужно уметь с ними ладить. Я раза 3 упал, пока не сообразил, что пустые сани на спуске бесполезны и так же мешают, как и гружёные. А тяжёлый рюкзак на спуске вносит сильный дисбаланс. Спустившись, понял, что потерял телефон. Возможно, при падении. Оставив рюкзак и санки я пошёл обратно на перевал. Наверху, разумеется, ничего не нашёл. По дороге тоже. Странно, подумал я. Может у ребят? Он должен быть точно или на снегу или внутри одежды. Расстроился ужасно. Из-за дорогой пропажи, из-за фотографий, из-за собственной тупости. Спускаюсь вниз. Опять смотрю: ничего нет. Забираю рюкзак и замечаю, что сегодняшний ужин Атик не забрал, о чём я просил. Как и котелок. Значит, ребята будут голодные ещё часа 2. Мчусь вниз изо всех сил. Мозоль на ноге совсем сорвалась и напрягает. Еду до 18:30. Никого. Еду до 19:30, а лагеря всё нет. Наледь за наледью, лесок за леском. Впереди гора, но мне некуда посмотреть, чтобы выяснить название. Устал, вспотел. Матерю себя, что такой разгильдяй. Вижу лагерь. Телефон у ребят. Отлично! Ковра, зато нет. По дороге, наверное, выпал. Но ничего, это небольшая потеря. Переживём как-нибудь. Поели чечевицу, наелись досыта, напились и спать. Завтра 10 км и полуднёвка. Здорово! Отдохну после сегодняшнего забега.

Бивак # 5, 6

28.03.2021 – пятый день. Полуднёвка. Встали в 06:50, вышли без десяти девять. Завтрак готовил Костя, каша удалась. Впереди 10 км и постановка бивака, а дальше отдых. Трудно мне было пройти это расстояние. Почти весь путь это огромная наледь. Камус не снять на этих новых лыжах, а с ним по льду не разгонишься. Мелкими шажками потихоньку продвигаюсь позади всех. К часу дня поставились. Погода солнечная, тепло. Печь не топим – инсоляция делает своё дело. Внутри комфортно и после обеда хочется спать. Мы остались вчетвером. Я, Саша, Егор, Паша. Остальные ушли тропить и разведывать дорогу. Кто на гору, кто дальше по ручью. Все вернулись к восьми часам. Атик с Сюзанной и Тюбиком пришли раньше и занялись ужином. Пока ребята отсутствовали, мы разговаривали, слушали музыку, купались в снегу, отдыхали. Сейчас все в сборе. Будем ужинать пюре и отключаться. Завтра нужно пораньше выйти, чтобы вернуться засветло. Надеюсь, с погодой опять повезёт. 29.03.2021 – шестой день. Восхождение. У нас отставание на день, но это не критично, пока ещё. Заложено 2-3 дня на непогоду и аварии. Вышли в 08:10 и через 1,5 часа были у подножья отрога. Ребята с вечера протропили и идти было в удовольствие. Подождали остальных, сняли лыжи и пошли вверх. Вершина горы Большой Мандычан была не видна, её закрывало небольшое облако. Я пошёл, как обычно, неспеша и скоро потерял из виду ребят. На перемычке меня догнал Серёга и вдвоём мы полезли по гребню. На середине пути надели кошки, сразу стало удобней и безопасней. Лавинные датчики были включены ещё в лагере. Старались двигаться справа, так как там меньше ветра и солнечная сторона. Группа сильно отстала, поэтому последние метры мы так же пролезли вдвоём. Высота 2019 метров по карте. Ровно 13:00. По GPS высота такая же. Наверху солнце, облако ушло, видно р. Бахапчу, наш завтрашний путь и все окрестные вершины. Видно оз. Гагар. Ребята по пути перекусили и поднялись к 14:20. Несколько фотографий, флаг и на спуск. Идти вниз утомительно. Курумник стал подвижным из-за прогретого склона. Через 2 часа мы были у лыж, а к 17:45 в лагере. Ехать вниз по раскисшей лыжне с торчащими ветками выходит не сильно быстрее подъёма. Да и спуск – моя больная тема. Слишком напрягаются ноги и их сводит время от времени. В лагере ужин, обеденный суп и ранний отбой. Отличный день: яркий, солнечный, классное восхождение и интересный горный гребень. Я очень доволен!

Панорама

г. Большой Мандычан (2219 м)

PictographMountain pass Altitude 3,333 ft

пер. Крутой (н/к)

PictographRiver Altitude 2,073 ft

Дорога слева, но петляет регулярно, а потом и вовсе уходит вверх.

PictographWilderness hut Altitude 2,060 ft

Свежая, чистая. Печь есть. Человека 4-5 разместятся с комфортом.

Бивак # 7

30.03.2021 – седьмой день. Вышли на 20 минут позже, чем обычно. Видно, что группа уже ленится и тонуса ещё нет. По протропленной позавчера лыжне мы пошли по р. Ночёвка к перевалу Крутой. До подъёма на перевал наледи и весь снег выдут. Идти легко. На середине пути приходится тропить. Подъём на перевал простой, перевал невысокий и лишь перемороженный снег делает препятствие ощутимым. Обед на перевале в 13:00, спуск в долину руч. Крутой и выход на р. Обо в 17:00. Тропим. Слева идёт дорога, но идти по ней не очень получается. По ней тропить приходится как и по реке, но она петляет сильно и группа наматывает лишний километраж. По пути видим избу на 6 человек с печью и трубой. До места ночёвки не дошли 4 км и встали на бивак. Я и Тюб дежурим, Атик и Егор тропят на завтра. Вот и всё. Засыпаю. 01:25 — я, как обычно, проснулся ночью из-за большого желания пойти в туалет. Многовато чая пью на ночь. Сюзанна дежурит, вроде как. Поэтому, пользуясь случаем, расскажу про девушек и походы. Девушки в походах должны быть обязательно. Они помогают принимать правильные решения своей интуицией, создают на биваках уют и всегда что-нибудь притащат вкусное из дома. Это очень здорово. В спортивном походе ситуация иная: есть график движения, есть маршрут, есть раскладка и есть незыблемые традиции, продиктованные многолетним опытом. И, оказывается, что в таких условиях женщины себя ведут не всегда адекватно и правильно. Про спортивные лыжные походы следует сказать особо. Девушку в такое мероприятие не стоит брать никогда! Нормальная девчонка не пойдёт в сложный спортивный лыжный поход ни в коем случае (если она это читает, то у меня плохие новости...). Если же и найдётся такая, то надо трезво понимать, что зачастую это люди с глубокими эмоциональными проблемами. Им нужно непременно что-то кому-то доказать, похвастаться, обратить на себя внимание. Смотрите, я не слабая. Я наравне с парнями хожу на лыжах перевалы и ночую в палатке. И это смешно выглядит, чесслово. Наравне с мужчинами, разумеется, они себя не показывают. Просто им никто из вежливости ничего не говорит и уступает. Несмотря на их вечный бубнёж, странные советы, предложения и полную бесполезность, женщин продолжают брать в спортивные группы. Это не вина руководителя и участников, что у неё какие- то личные проблемы и нет нормальных женских дел и увлечений, нет подруг и знакомых, нет других поводов для гордости. Мне непонятно, почему я должен терпеть это нытьё, уступать кому-то только потому, что они– слабый пол, а потом слушать героические рассказы и истории про то, как они превозмогали. Девушки, дорогие, сидите дома. Не лезьте «пиздой на амбразуру». Найдите другой смысл жизни и повод для гордости. Заведите себе друзей и подруг, которым не нужен ваш героизм, не нужно рвать жопу и доказывать, что вы железная. Смотрю я на таких и удивляюсь: откуда у них вообще есть знакомые, зачем с ними общаются люди, почему их терпят возлюбленные и мужья? Кроме нытья и упрёков в адрес близких людей, я от участниц ничего не замечаю. Парадоксально. С такими характерами, они должны сидеть дома, печь печенье и радоваться ежесекундно, что нашли человека, которого от них не воротит. Такое вот моё скверное и сумбурное мнение. ...

PictographRiver Altitude 1,801 ft

р. Обо

Дорога в отличном состоянии, ведёт к п. Обо и дальше, через Колымское водохранилище на участки работ Басяцкого и прочих варваров. Если пойти в обратную сторону – придёте в п. Усть-Омчуг. Придёте, но не скоро.

31.03.2021 – восьмой день. Мокрый день. И начался он плохо — небо затянуто, идёт снег, внутри палатки сыро, лужи и капель с потолка. Я сварил кашу с цукатами. Получилось неплохо, но зачем покупать кашу пятиминутку в основную раскладку непонятно. Вообще, по раскладке уйма вопросов: зачем быстрокаша, зачем картофельное пюре, почему обед сиротский, суп прозрачный и всего несколько закусок? Где пшено, рис, ячка и прочие крупы? Почему макароны с сыром на завтрак? Поели, вышли, тропим. Сходил в кусты, остался один и побрёл за ребятами. Наледи на реке сильно выматывали и в один момент я подумал, что без камуса будет проще. И я его снял. И стало ясно, что это страшная ошибка. Откат, идти невозможно, а камус во льду и его не приклеить обратно. Грею камус подмышкой, иду и мучаюсь. Через минут 30 приклеил его снова и попытался догнать ребят до обеда. Опоздал на 10 минут. Атабалы нет. Он, видимо, совсем отстал. Перекусили, передохнули, тропим дальше. Тяжеловато. Провалилась в реку Сюзанна. Было видно панику и непонимание что делать. Не думаю, что такой врач в страшной ситуации чем-то поможет. Особенно, в незнакомой области медицины. Чуть позже провалились Серёга и Паша. Потом и я «ушёл» по пояс. Ганда намокла. Вообще, идея положить вещи в сани в гермомешок оказалась отличной. Очень пригодились бы мембранные носки. И запасных носков должно быть 2 пары. И пара флисовых перчаток запасных. Переодел носки, но толку от этого не много – ботинки мокрые и носки моментально сыреют. В общем, с мокрыми ногами я догнал ребят и к 16:30 мы вышли на дорогу. Дорога хорошая, много машин, некоторые сигналят. Пройдя несколько километров, встаём на бивак. Надеюсь, что за ночь просушусь. Вот, интересно, а есть лыжные спортивные группы, состоящие исключительно из женщин? Спросить нужно Костю при случае. Прям, сплю и вижу, как девушка меняет свою одежду и решает проблему намокания без своих нянек. Забавное зрелище. На ужин чечевица. Егор сытно приготовил. Я наелся и засыпаю. Скоро дежурить. Дежурю, сушусь, чищу зубы, жизнь налаживается. :) Завтра встретим Яшу с заказами и заброску.

PictographRiver Altitude 1,516 ft

р. Обо

PictographLake Altitude 1,430 ft

Колымское водохранилище

Развилка

Бивак # 9

01.04.2021 – экватор Всё без изменений. Подъём в 07:00, выход в 09:00. Сегодня переход через Колымское водохранилище. Переход разделяет две части похода и две горных страны: Хребет больших порогов и хребет Большой Ангачаг. Через водохранилище идёт хорошая дорога. Мы держимся правее. Выйдя из устья р. Обо перекусили и продолжили путь к устью р. Сибикиыэллах, где нас ждали заброска и Яков. Встретились, пообщались, распределили продукты и двинулись искать место под стоянку. Всё устье перемыто, пришлось бродить в поисках до 19:00. В палатке нехитро поужинали гречкой, выпили, съели торт. Настроение хорошее, пьяненькое. По-прежнему раздражают женщины. Одна всеми командует, другая вносит дисгармонию оттого, что «слишком опытная». Но всё хорошо. Мне с ними больше не ходить, надеюсь. :) Ботинки подсыхают у печи, рюкзак с волокушами не сильно потяжелели и топать комфортно. Кому-то волокуши мешают жить и идти не в радость. Я не жалуюсь особо, но местами они бесят. Руковод втайне простыл, но идёт бодро. Очень. Для своих-то лет. Молодец. Я дежурю предпоследним, что не может не радовать. 05:00 – встаю в караул после крепкого сна. Термосы залиты кипятком, вода в котлах есть в достатке и греется, а значит, целый час можно заниматься своими делами. Вечером вышел спор об обязанностях ночных дежурных и есть мнение, что они ничего не обязаны делать, кроме как следить за печкой. Или обязаны, но не сильно много. Для других осталось непонятным чем отличается насыпание снега в котёл для растопки от набирания воды из ручья. И почему эти моменты нужно разделять. Понятно только одно – нормальные женщины в спортивные лыжные походы не ходят. Вечерний хмель выветрился, торт рыжик, привезённый Яшей, переварился. Жду завтрак. :)

Бивак # 10

02.04.2021 – десятый день. Сибик был не слишком кровожаден. Много наледей, вода, но всё плохое кончилось к обеду. Лыжи 10 раз подмокли, 10 раз почищены, камус на отдыхе высушен. Погода распрекрасная. Тепло, около 10 мороза. Облаков нет, неба лазурное, лёгкий ветерок и яркое весеннее солнце. Обед удался, отдохнули и продолжили подниматься к истоку Сибика. Прошли стоозёрку и к пяти часам увидели оз. Джека Лондона. Красиво. Слева массив Большой Аннгачаг. Пики Челленджер и Стремления узнаваемы и, ожидаемо прекрасны. Здороваюсь с новой горной страной. Прекрасное чувство – ещё несколько дней назад были в Мандычанских горах, а теперь новая история. И скоро время нам её расскажет. Немного прошли по озеру, встали на бивак, выпили, поели, потрещали. Пойду перекурю, как посмотрим карты.

PictographBeach Altitude 2,621 ft

Коса биологов

Известное место с песчаным пляжем и видом на знаменитый горный массив. Летом обязательно к посещению.

Метеостанция на о. Вера

Обычно, на острове дежурит метеоролог и какой-нибудь добрый пёс. И обычно, это отзывчивые люди, которые всегда помогут и подскажут. Связь у них есть, техника тоже. В беде не оставят.

PictographRiver Altitude 2,930 ft

Долина руч. Студёный

PictographMountain pass Altitude 5,046 ft

пер. Плавающих Льдинок

Бивак # 11

03.04.2021 - день одиннадцать (сложный, рабочий) Ночь провели на оз. Джека Лондона. Я курил и смотрел на ночные очертания хребта большой аннгачак в свете звёзд и луны. На дежурстве привёл себя в порядок влажными салфетками, растопил лёд, пополнил дровяную сумку. Час пролетел как мгновенье. Утром были быстрые сборы и выход в 08:30. Прошли косу биологов и остановились на о. Вера. Путь от места бивака занял час десять. Нас встретила дружелюбная собака, работника станции не было. Мы прошли поворот в долину руч. Неведомый и передохнули у устья руч. Студёный. Я остался, сходил до ветру и меня догнали дежурящие здесь работники. Подъехали на снегоходе. Приветливые, улыбчивые лица. Один с лагеря Боевой, другой метеоролог. Спрашивали откуда и куда и кто мы, почему вчера не зашли к ним на ночёвку. Я быстренько переговорил и догнал ребят у наледи. Метров 150 пришлось пройти в кошках. Кошки лень доставать из саней, зато безопасно, быстро и, главное, камус сухой. Вскоре отобедали. Обеды сиротские без супа. Это можно назвать длинным перекусом, наверное. В общем, на первую половину дня сложностей не выпало. Начался подъём в пер. Плавающих Льдинок. Подъём выдался непростым. Шёл под музыку местами превозмогая, а местами шагал с удовольствием. Неподалёку открылась вершина пика Фестивальный. Очень длинный, извилистый подъём. Под перевальный взлёт подошли к 16:50, а в 17:30 все были на вершине. Групповой снимок, ребята фотографируются с флагом турклуба, перевальная шоколадка и на спуск. Ох, если бы не волокуши. Как же они мешают и создают неудобство. Удовольствие от спуска никакого, а спуск в долину такой, блин, прекрасный. Стало понятно откуда название – по всей долине рассыпано множество небольших голубых наледей, которые беспрепятственно объезжаешь на скорости. Камус нужно было мне снять почти на самом верху, чтобы насладиться как следует. Спустились быстро. Константин, Павел и Егор спустились первыми. Чувствуется горнолыжная подготовка и опыт. Молодцы. Я докатился позднее – чёртов чернослив в перекусах заставляет останавливаться в самых неподходящих для этого местах. Место для бивака подобрали хорошее: безопасное, плотный наст, утаптывать ничего не нужно и дрова под боком. Веером выпили принесённый Яшей коньяк и съели часть запасной раскладки. Поужинали и отключились. -20 ночью. Но в палатке Жара! Спишь как огурчик.

PictographRiver Altitude 2,844 ft

Панорама руч. Восьмиозёрный

PictographLake Altitude 3,215 ft

Летом на нём ещё красивее. И нет такого свирепого бокового ветра

Бивак # 12

04.04.2021 – 12-й день. Ветреный. Впервые в этом походе столкнулись с настолько свирепым ветром. До обеда особых сложностей не было: пара наледей, немного тропёжки и простое путешествие по долине руч. Восьмиозёрный. На обеде солнце засветило ярче и теплее. Тюбик закипел и, даже немного выспался. После обеда продолжали двигаться по ручью. Сплошные обледенения и плотный наст, ветер в лицо. Некоторым пришлось тяжко. Дойдя до оз. Лебединое передохнули, укрывшись за деревьями и подождали остальных. Планировали перейти через озеро и встать на ночёвку в лесу, пройдя сколько сможем. Озеро не большое, но сильный боковой ветер доставил немало проблем. Я надел, как обычно, маску и бафф, сложенный в 2 слоя. Был как в домике и было тепло. Но ветер доставлял сильный дискомфорт всё равно: то несёт волокуши под ноги, то норовит опрокинуть на лёд. Нашли, не без труда, место под палатку в лесочке. Ветер и тут досаждает, но не так сильно. Константин вновь побежал тропить и разведывать путь наверх. Сергей варил чечевицу. Потихоньку начали подъедать запасные продукты, которые нам уже точно не пригодятся. Вечером Сюзанна и Атик ещё раз что-то огрызались. Осознали, наконец, что что-то не так и они меня раздражают. Но почему так случилось, наверное, никогда не поймут. Но всё спокойно. Никто не ссорится сильно. Думаю, это ясно, что для них я больше не компаньон, и что с такой компанией, в которой есть альфа-матка и 2 няньки, мне не по пути. :) Костя вернулся и сообщил, что перевал и будет непросто. Надеюсь, ветер стихнет к утру.

Панорама руч. Восьмиозёрный

PictographRisk Altitude 4,665 ft

Наледь на руч. Восьмиозёрный

PictographMountain pass Altitude 6,368 ft

пер. Левая Сухахы

пик Билибина (Снежный)

05.04.2021 – 13-й день. Великолепный. 13 – моё число. Это точно. Подъём был запланирован на час раньше, так как предстоял трудный подъём на перевал Лев. Сухахы с набором высоты более 1000 метров, восхождение на п. Билибина (Снежный), а также спуск в долину. Меня разбудили на дежурство в 06:00. Я сварил макароны с сыром и мясом. Полученная смесь оказалась на удивление вкусна. Сборы были оперативными и ровно в 08:00 мы с Константином стартовали. Остальные вышли чуточку позднее. Но некоторые сильно припозднились, к сожалению. Набираем: сначала нужно было забраться на холм в долине ручья. С полностью забитым рюкзаком это оказалось вполне по силам (я полностью разгрузил волокуши перед подъёмом). Наверху быстро пересекли небольшое озерцо, замёрзшие болота, ещё одно озеро, несколько наледей и через 1,5 – 2 часа вышли на замёрзший ручей. Не сильно круто, градусов 20-25. Переобулись в кошки. Идти получалось достаточно быстро, так как мне нравятся такие подъёмы. Красиво, блин. Ну очень! Под ногами ледяная бирюзовая дорога. Выйдя на фирн, мы продолжили подъём. Уклон стал меньше и можно было отдыхать. Перевал был хорошо виден и перед самым взлётом находилась удобная плоская полка, где Константин предложил пообедать. Поев, мы стали ждать остальных. Ждали очень долго – больше часа. Странно, так как я один из самых слабых участников. Мне особенно не хватает сил после недавнего похода по Приполярному Уралу. Остальные добрались, а мы продолжили подъём, так как замёрзли и погода могла сильно испортиться. Кстати, о погоде: сильно пережевали из-за вчерашнего мощного ветра. В долине он был, но дул умеренно, а на полке во время обеда совсем стих. Я стоял некоторое время на полке один, курил и смотрел на долину. Наслаждался видом, спокойствием природы, одиночеством и красотой гор. Жаль, что такие моменты редки в жизни – всё бегу вечно куда-то, опаздываю. Поднялись на перевал около 13:00. Опять вдвоём с Серёгой. Стало ясно, что сам перевал ниже и чуть в стороне. Оставив рюкзаки и сани, мы налегке пошли по гребню к пику Билибина, высшую точку района. На всякий случай я взял свою классную, но оплавленную бутылку для воды – вдруг откопаем тур и оставим записку. Поднялись на вершину вдвоём. Чуть позже к нам подключился Яша (вот что значат тренировки и работа над собой – красавчик) и Костя с Пашей. Мы снова ждали остальных и сильно мёрзли. Я уже было собрался уходить, но руководитель настоял, что нужно сделать коллективную фотографию и дождаться остальных (молодец – фото вышло удачным). Было видно сверху, что остальные еле идут и никуда не торопятся. То ли устали, то ли им плевать на других – непонятно. Всё. Все в сборе. Есть фото, идём вниз. Забираем рюкзаки, вешаем на них сани с лыжами и аккуратно спускаемся. Помню про обещание, данное близким, что буду аккуратен. Стараюсь не спешить за Костей и идти ровно. Спуск крутой и занял 20 минут. Надеваем лыжи, переупаковываем сани и катимся вниз по долине. За Пашей и Костей мне не успеть: не такой у меня лыжный опыт, да и ноги слабые + лыжи с камусом. Но мы стараемся идти быстро и через час оказываемся в зоне леса, в долине руч. Развальный. На спуске сильно мучаюсь с камусом – лыжи не скользят, и волокушами – те, напротив, скользят очень быстро. Внизу нас ждал стланик под рыхлым снегом. Еду за ребятами. Впереди Паша сидит в снегу – сломалась лыжа. И это за 2 дня до выхода! Неприятно. Вся надежда на Егора и его чудо-руки, иначе выходить будем долго. Константин доехал ни разу не упав, что просто невероятно по такому рельефу. Чудеса. Внизу есть вода и ровная площадка. Поставились, натопили, поели двойную порцию (опять помогли запасные дни) и выпили. У Сергея Галкина день рождения! Вот это я понимаю, приключения в свой праздник. Он припас коньяк и 5 шоколадок, чему мы были очень рады. Завхоз упустил этот момент, ничего не приготовил и группе не сообщил. Мы, конечно, могли сами посмотреть на даты у каждого в таблице, но это обязанность завхоза, всё-таки. Упустили этот момент. Было неприятно. Всегда именинника хочется поздравить. На улице потеплело – около 15 градусов, идёт лёгкий снег. Надеюсь, не сильно завтра намокнем и отремонтированная лыжа сдюжит. Егор занимался ремонтом до глубокой ночи. Получилось, вроде, отлично. Всё, спать.

Бивак # 15

06.04.2021 – 14-й день. Непонятная полуднёвка. Вышли как обычно, я отправился тропить по ручью и вернулся за рюкзаком через 30 минут. Затем, на ручье начались наледи, в том числе мокрые. В одну из них я уходил и лыжи стали как два утюга. Группа вышла на старую дорогу, ведущую к п. Мустах, по которой шёл буранный след. И пошла с невиданной скорость, которую я не мог держать. Шли, как обычно, без привалов. Что у меня вызывало исключительное недоумение. Зачем куда-то так нестись, зачем идти не отдыхая? Может, они смогли подвинуть день выезда, думал я? Оказалось, что нет. Просто на обеде мы встали на бивак и устроили полуднёвку. Поели, спим. Колени болят, ноги ватные. Забег за группой дался мучительно и тяжело.

Бивак # 16

07.04.2021 15-й день. Прогулка. Последнее дежурство. Почти двенадцать. Дрова затащил в палатку, накидал снега в котлы, почистил зубы. Слежу за печкой, за водой. Вот и весь нехитрый быт. Сегодня был не день, а подарок. Особенно, в сравнении с предыдущим. Я шёл последним очень медленно. Прям, совсем еле-еле, но всё равно видел спины впереди себя. Поэтому, не сильно отстал к обеду и биваку. День был солнечный, апрельский. Иногда дул мерзкий ветерок, но было очень комфортно. Никуда не торопишься, дорога рядом, идёшь по путику. Как на прогулке где-нибудь на лыжне ТЭЦ. Мне понравилось. На обед был, наконец-то, SNICKERS. Банальная шоколадка, но именно в последний день она была в раскладке. Именно в последний день, по замыслу завхоза, нужна была самая калорийная и питательная порция. Видимо, женщина-завхоз, это особая каста, где не действуют законы здравого смысла. У нас были и пикник и марс и натс и криспи и бог знает какие ещё батончики. Кроме, блять, самого нужного. :) Были удобные зип-пакеты на перекусы: орехи, инжир, курага и конфета. Но конфета одна и та же, что надоедало и куча чернослива! На заметку: я бы положил халву в шоколаде, к примеру, или похожие, толстые конфеты, 3-5 леденцов, изюм крупный, убрал бы чернослив и увеличил бы кураги и инжира. Цукаты тоже были бы хороши. Сумка завхоза нужна отдельная, яркая. Соль, 2 ножа, специи, сахар, чайные пакетики, кофе, пластиковые пакеты под мусор, фасовочные пакеты, зип-локи для остатков продуктов. Короче, прогулялся отлично. Осталось 7-8 км. Уже идём по дороге, ведущей из артели «мецената и филантропа» Басанского. Завтра в 12:00 подъедет машина. Заедем в п. Дебин за пивом и чем-то ещё, а потом на Ларюковую в кафе. Мне мало что хочется. Может, покурить и выпить кофе с вкусной выпечкой. Ну и дома New York Sour лёжа в ванной. :) 08.04.2021 – последний день. Обожрались на завтрак. Вылезли – всё так же светит солнышко, тепло. Настроение отличное. Вышли как обычно, в 09:00. К 11:00 были у трассы «Колыма». По дороге идти не очень приятно. Гораздо хуже, чем по буранке, но несомненно лучше, чем тропить. В общем, на прогулку по лесу не очень похоже, но мы финишировали, а это главное. Потерь нет особых: только мой улетевший коврик, а у Паши лыжи. Через 30 минут подъехал наш водитель. Мы погрузились и едем в Магадан. Все хотят в кафе. Хотят супа. А я ничего не хочу. Даже странно.